Треугольник

Категории словаря
Треугольник

Треугольник (итал. triangolo, франц. triangle, нем. Triangel, англ. triangle) - ударный инструмент высокой тесситуры. Представляет собой стальной прут диаметром ок. 8-10 мм; согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. Различают малый Т. (длина основания 150 мм), средний (200 мм) и большой (250 мм); малый Т. звучит высоко и "тонко", большой - более низко и "сочно". При игре исполнитель держит Т. на жильной струне в левой руке или подвешивает к пульту; ударяет по разл. частям Т. (для получения звука разл. степени громкости и характера) спец. стальной палочкой без рукоятки (дл. 220 мм). Звук Т. всех размеров без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, к-рый может заглушаться (при обозначении secco) прикосновением свободной руки; при коротких ударах звук глушится пальцами рук. Для получения piano и pianissimo ударяют тонкой палочкой (2,5 мм диаметром) по верхней части одной из боковых сторон, для forte и fortissimo толстой палочкой (диаметром 6 мм) - по его основанию, для tremolo или при быстром чередовании ударов - по обеим боковым сторонам, иногда 2 руками (2 палочками); проводя палочкой по внешней стороне, получают своеобразное glissando. Для получения определённых аффектов применяются Т. и палочки разл. размеров; мягкое, "тусклое" звучание достигается с помощью деревянных палочек (редко). Нотируется на одной линейке ("нитке"). Происхождение Т. неизвестно, однако его изображения и описания в трудах С. Фирдунга, М. Преториуса и др. муз. теоретиков свидетельствуют о том, что Т. был распространён в 16-17 вв.; у Преториуса в "Sintagma musicum" (v. 2, Organografia, 1618) есть описание Т. с нанизанными на его среднюю сторону колечками. Вначале Т. применялся только в воен. музыке; использование его в оркестре в 1-й пол. 18 в. связано с "янычарской музыкой". Со 2-й пол. 18 в. Т. стали появляться в партитурах крупнейших композиторов (в симфонии G-dur Гайдна, 1761). Широко применяется в симф. музыке с кон. 19 в. (симфония "Антар", 1868, сюита для оркестра "Шехеразада", 1888, Римского-Корсакова; симф. поэма "Дон Жуан" Штрауса, 1888; симф. скерцо "Ученик чародея" Дюка, 1897). Т. часто используется сов. композиторами (Концерт для 4 солирующих инструментов с оркестром А. Я. Эшпая, "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, 15-я симфония Шостаковича и др.).

Литература: Дмитриев Г. П., Ударные инструменты: трактовка и современное состояние, М., 1973; Панаиотов А. Н., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973; Greenfield M. H., Drums and triangles, L., 1951; Кunitz H., Die Instrumentation, Tl 10 (Schlaginstrumente), Lpz., 1960.

реклама

вам может быть интересно

Кипрская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Механика фортепианная Музыкальные инструменты
Пение Опера, вокал, пение
Пипа Музыкальные инструменты
Сольфеджио Термины и понятия
Проведение Термины и понятия
Revoltade, револьтад Балет и танец
Агогика Термины и понятия
Субретка Опера, вокал, пение
Григорианское пение Церковная музыка

Реклама