Треугольник

Категории словаря
Треугольник

Треугольник (итал. triangolo, франц. triangle, нем. Triangel, англ. triangle) — ударный инструмент высокой тесситуры. Представляет собой стальной прут диаметром ок. 8–10 мм; согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. Различают малый треугольник (длина основания 150 мм), средний (200 мм) и большой (250 мм); малый треугольник звучит высоко и «тонко», большой — более низко и «сочно».

При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке или подвешивает к пульту; ударяет по разл. частям Т. (для получения звука разл. степени громкости и характера) спец. стальной палочкой без рукоятки (дл. 220 мм). Звук Т. всех размеров без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, к-рый может заглушаться (при обозначении secco) прикосновением свободной руки; при коротких ударах звук глушится пальцами рук. Для получения piano и pianissimo ударяют тонкой палочкой (2,5 мм диаметром) по верхней части одной из боковых сторон, для forte и fortissimo толстой палочкой (диаметром 6 мм) — по его основанию, для tremolo или при быстром чередовании ударов — по обеим боковым сторонам, иногда 2 руками (2 палочками); проводя палочкой по внешней стороне, получают своеобразное glissando. Для получения определённых аффектов применяются Т. и палочки разл. размеров; мягкое, «тусклое» звучание достигается с помощью деревянных палочек (редко). Нотируется на одной линейке («нитке»).

Происхождение треугольника неизвестно, однако его изображения и описания в трудах С. Фирдунга, М. Преториуса и др. муз. теоретиков свидетельствуют о том, что Т. был распространён в 16–17 вв.; у Преториуса в «Sintagma musicum» (v. 2, Organografia, 1618) есть описание Т. с нанизанными на его среднюю сторону колечками. Вначале Т. применялся только в воен. музыке; использование его в оркестре в 1-й пол. 18 в. связано с «янычарской музыкой». Со 2-й пол. 18 в. Т. стали появляться в партитурах крупнейших композиторов (в симфонии G-dur Гайдна, 1761).

Широко применяется в симфонической музыке с конца 19 в. (симфония «Антар», 1868, сюита для оркестра «Шехеразада», 1888, Римского-Корсакова; симф. поэма «Дон Жуан» Штрауса, 1888; симф. скерцо «Ученик чародея» Дюка, 1897). Т. часто используется сов. композиторами (Концерт для 4 солирующих инструментов с оркестром А. Я. Эшпая, «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина, 15-я симфония Шостаковича и др.).

Литература: Дмитриев Г. П., Ударные инструменты: трактовка и современное состояние, М., 1973; Панаиотов А. Н., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973; Greenfield M. H., Drums and triangles, L., 1951; Кunitz H., Die Instrumentation, Tl 10 (Schlaginstrumente), Lpz., 1960.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Ре (нота) Теория музыки
Итальянская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Слушатель Термины и понятия
Блокфлейта Музыкальные инструменты
Вокализация Опера, вокал, пение
Украинский балет Балет и танец
Балалайка Музыкальные инструменты
Бесконечный канон Теория музыки
Вампука Опера, вокал, пение
Мелодия Термины и понятия
Жюри Термины и понятия
Сонатная форма Теория музыки

Реклама