Вена музыкальная

Категории словаря
Вена музыкальная

Вена (Wien) — столица Австрии, один из крупнейших центров музыкальной жизни Европы. На протяжении многих столетий Вена была важнейшим центром культурной жизни народов Европы.

На территории Вены найдены музыкальные инструменты эпохи неолита. Рост и укрепление города относится к 12 в., когда Вена стала резиденцией герцогов остмаркских и начала возвышаться католическая церковь, вводя свои формы духовного музицирования. В ср. века развивается и нар. муз. иск-во, носителями к-рого были, несмотря на преследование властей, странствующие актёры-музыканты, в т. ч. студенты.

В 1288 был основан первый союз музыкантов Вены — «Николаевское братство». Широкое распространение получило в Вене иск-во миннезингеров, наиболее выдающимися представителями к-рого были в 13 в. Рейнмар фон Хагенау, его ученик Вальтер фон дер Фогельвейде и др. В 1237 при церкви св. Стефана была основана школа подготовки проф. певцов и музыкантов, перешедшая в ведение гор. властей. К 1334 относится установление в этой церкви первого в В. органа. С церковью св. Стефана был тесно связан и ун-т (осн. 1365), из числа студентов к-рого образовался хор, исполнявший духовную и светскую музыку. В 14 в. муз. жизнь Вены сосредоточивается вокруг корол. капеллы (осн. 1308), в к-рой были видные музыканты-исполнители и певцы из разных стран.

В сер. 14 в. при дворе существовали 2 капеллы — нем. и франц., а также группы трубачей и барабанщиков. В 1494 учреждается должность придв. композитора (первым был Г. Изак). В 1498 имп. Максимилиан I основал новую капеллу во главе со словенским музыкантом Ю. Слатконья, ставшую одной из ведущих в Европе.

В 15–16 вв. в В. развивается домашнее музицирование. Создаётся и исполняется много инструментальной, особенно органной музыки. Главенствующее положение при дворе занимали иностр. музыканты; в 16 в. здесь работали нидерландцы.

В нач. 17 в. гегемония нидерл. школы сменилась итал. влиянием. Первые оперные спектакли ставятся при дворе ещё в кон. 1620-х гг. В 1643 была пост. муз. драма «Эгист, царь Кипра» Кавалли. Тогда же начинается и строительство т-ров; первый т-р был возведён в 1639 по проекту итал. архитектора Дж. Бурначини, второй — т.н. «Театр на Кортине» построен в 1665 его сыном Л. О. Бурначини (здание сгорело в 1699).

Расцвет оперного иск-ва происходит во 2-й пол. 17 — нач. 18 вв., после того как в 1708 было открыто новое здание придв. т-ра. В придв. капелле, сопровождавшей оперные спектакли, было 107 музыкантов. Ежегодно ставилось до 12 новых опер, в исполнении к-рых принимали участие выдающиеся певцы Европы. Ставились многочисл. балеты. Среди композиторов, писавших оперы для придв. т-ра: А. Драги, Дж. Ф. Санчес, Дж. А. Бонончини, К. А. Бадиа, И. Й. Фукс, А. Кальдара и др. Спектакли отличались помпезностью и пышностью оформления. Превращение В. в один из центров оперного иск-ва привлекло в город мн. музыкантов и привело к расцвету др. жанров. С 1660 в В. регулярно звучит ораториальная музыка. Культивируется разновидность ораториальной музыки — «священное представление».

Конец 18 в. знаменуется дальнейшим усилением в В. роли оперного т-ра и инстр. исполнительства: создаются разл. художеств. кружки и об-ва, в к-рых ведущее место принадлежит представителям аристократии и нарождающейся буржуазии. Концерты и спектакли становятся доступными более широкому кругу горожан. Центр. роль в театр. жизни играл «Кернтнертортеатр» (осн. 1709), к-рый возглавляли Й. Страницкий (с 1712), затем Г. Прехаузер. В этом т-ре зародился жанр комической оперы — зингшпиль. С 1778 придворная оперная труппа начинает культивировать национальный репертуар. Оперные спектакли давались также в т-рах венских предместий, старейший из к-рых «Виденер-театр», открытый в 1787, позднее был перестроен и с 1801 получил название «Театр ан дер Вин». Здесь были пост. «Волшебная флейта» Моцарта (1787) и «Фиделио» Бетховена (1805).

В 1752 основано конц. объединение, проводившее регулярные концерты — т.н. академии в «Бургтеатре» (осн. 1741, с 1776 — Придворный и национальный театр). Особое место начинает занимать сад «Аугартен», ставший с 1775 местом постоянных концертов. С 1782 в «Аугартене» давались концерты по инициативе импресарио Мартина при поддержке В. А. Моцарта; в них впервые прозвучали мн. произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена и др. композиторов, выступали пианисты К. Черни, И. Мошелес и др. крупные виртуозы.

В 1781–1810 устраивались циклы «Любительских концертов», в к-рых исполнялись симф. произв. и участвовали видные музыканты. Помимо этого, в разных залах В. проводились многочисл. концерты (академии и ассамблеи), широко распространилось музицирование в аристократических салонах (Лобковица, Кинского, Разумовского и др.), где выступали крупнейшие музыканты (Л. Бетховен и др.). В 18 в. В. становится притягательным центром для композиторов Европы. Её значение было определено деятельностью К. В. Глюка и особенно Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена — создателей венской классической школы.

В кон. 18 в. в В. создаются объединение музыкантов — Общество музыкантов (осн. в 1771 Ф. Л. Гасманом), ставшее преемником «Николаевского братства», и объединение любителей музыки — Общество друзей музыки (осн. 1812), ведшее конц. деятельность, а также распространившее своё влияние на различные области муз. жизни В. В 1817 по инициативе этого об-ва была основана Певческая школа (с 1821 — консерватория). В 1819–48 важную роль играли духовные концерты Ф. К. Гебауэра, в которых был исполнен ряд выдающихся сочинений венских композиторов (произведения Л. Бетховена и др.).

Вена музыкальная

На протяжении 19 в. В. сохраняла за собой положение муз. центра Европы. В это время жизнь В. неразрывно связана с именами Ф. Шуберта, И. Брамса, А. Брукнера, Г. Малера, X. Вольфа, творчество и разносторонняя деятельность к-рых сыграли важную роль в австр. муз. культуре. Если в придв. оперном т-ре в первые десятилетия 19 в. ещё преобладало итал. влияние (в репертуаре и в подборе солистов), то в остальных обл. муз. жизни утверждается нац. направление. В 1842 по инициативе венских музыкантов во главе с О. Николаи был создан первый проф. симф. оркестр, участниками к-рого стали музыканты оркестра придв. оперного т-ра. Оркестр быстро завоевал признание и вскоре получил название Венского филармонич. оркестра, заняв со 2-й пол. 19 в. центр. место в конц. жизни города.

В 1900 был создан др. крупный коллектив — Венский симфонический оркестр. В 1912 создано Общество венского концертхауза, пропагандировавшее совр. музыку. Большой размах приобретает деятельность хор. организаций, возникших в сер. 19 в.: Венское мужское певческое общество (Wiener Mдnnergesang-Verein, 1843), Певческий союз (Singverein, 1858). Певческая академия (Singakademie, 1858), Академическое певческое общество (Akademisches Gesang-Verein, 1858), «Шубертовский союз» (Schubertbund, 1863) и др. В 1908 А. Цемлинский основал Венский филармонический хор. Продолжается деятельность придворной капеллы, имевшей один из самых сильных составов исполнителей в Европе.

Музыка австр. и нем. композиторов получает всё большее место в Венской придв. опере. До 1869 её спектакли шли в «Кернтнертортеатре», а затем труппа придв. т-ра получила новое помещение. На рубеже 19–20 вв. т-р под рук. X. Рихтера и особенно Г. Малера достиг своего наивысшего художеств. расцвета. Здесь работали выдающиеся певцы А. Бар-Мильденбург, М. Гутхейль-Шодер, Р. Майр, Л. Слезак, дирижёры Ф. Шальк и Б. Вальтер, художник А. Роллер. Параллельно с придв. оперным т-ром с 1898 начинает работать Народная опера, основанная Райнер-Симонсом, репертуар к-рой вначале составляли преим. зингшпили и оперетты, а с 1904 также и оперы.

Особое место заняли в муз. жизни В. 19 в. разнообразные формы лёгкой музыки. Песни и танцы Й. Ланнера, И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына звучали в исполнении оркестров под их управлением и получили огромное распространение. Ко 2-й пол. 19 в. относится расцвет венской оперетты и создание ряда т-ров оперетты. Большой популярностью пользовались балы в «Редутен-зале», где выступали лучшие танц. оркестры.

На протяжении 19 в. расширилась деятельность Венской консерватории, управляемой Обществом друзей музыки. Начиная с кон. 19 в. в Венской консерватории учились музыканты из всех стран Европы, среди них композиторы — Г. Малер, X. Вольф, К. Гольдмарк, Ф. Шрекер, Л. Фалль, дирижёры — X. Рихтер, А. Никиш, Ф. Мотль, Ф. Шальк, певцы — А. Бар-Мильденбург, М. Ифогюн, скрипач Ф. Крейслер и др. В 1908 консерватория перешла в ведение гос-ва и была переименована в Академию музыки и драматического искусства. Наряду с консерваторией в В. открываются различные частные учебные заведения, как правило, руководимые крупными музыкантами. Муз. предметы преподаются также в ун-те, где в 1861 был учреждён курс музыкальной критики. Ун-т В. становится центром музыковедческих исследований, здесь работали музыканты и учёные с мировой известностью: Г. Ноттебом, К. Ф. Поль, Э. Мандичевский, Р. Г. Кизеветтер, Ф. С. Кандлер, И. Зефрид, И. Ф. фон Мозер, Л. А. Кёхель, Г. Адлер и др. В нач. 19 в. в В. зарождается проф. муз. публицистика, в развитии к-рой в числе других участвовали Э. Ганслик, М. Кальбек. В 1813–48 выходила газета «Wiener Allgemeine Musikalische Zeitung», позже издававшаяся под др. названиями. Статьи о музыке занимали видное место и в различных периодич. изданиях.

Характерной чертой для В. 19 в. являлся размах муз.-издательского дела, основы к-рого были заложены в В. ещё в 16 в. В 1778 было создано первое изд-во, специализировавшееся на выпуске муз. литературы, — «Артария». В 19 в. наибольшую известность приобрели изд-ва «Каппи» (позже носившее назв. «Диабелли», «Спина», «Кранц»), «Гофмейстер», «Кунст унд индустрикомптор», «Мачетти», «Молло», «Зенефельдер», «Торричелли» и др.

К 1-му десятилетию 20 в. в В. сложилась и упрочилась система муз. учреждений, охватывающая разнообразные аспекты конц. и театр. жизни города, обеспечивающая также подготовку кадров композиторов и исполнителей. После образования Австрийской республики (1918) все эти учреждения продолжали функционировать. Новый этап наступил в деятельности Венской придв. оперы, получившей назв. Венской государственной оперы; в 20-30-х гг. в опере работали дирижёрами Р. Штраус, К. Краус, В. Фуртвенглер, Б. Вальтер, О. Клемперер, А. Тосканини, Э. Сенкар, Й. Крипс. Продолжала свою деятельность Народная опера, достигшая высокого уровня под рук. Ф. Вейнгартнера, возглавлявшего т-р в 1919–24. Значит. интенсивностью отличалась в 20-30-х гг. 20 в. конц. жизнь, по-прежнему привлекавшая в В. музыкантов всего мира. Начиная с 30-х гг. в В. проводятся муз.-театр. фестивали, а также крупные междунар. конкурсы музыкантов-исполнителей разл. специальностей, учреждаемые венской Академией музыки и драматического искусства.

В 20 в. В. становится центром новейших течений в музыке, представленных творчеством композиторов т.н. новой венской школы — А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна и их последователей. Превращению В. в крупнейший мировой центр развития совр. музыки способствовали различные муз. общества, а также специальные журналы «Musikblдtter des Anbruch» (1918–38), «Pult und Taktstock» (1924–40), «Wiener Musikzeitschrift» (1932–37), издававшиеся фирмой «Universal-Edition» (осн. 1901). Деятельность этого изд-ва по публикации произв. совр. авторов имела в 20-30-е гг. международное значение. Характерной чертой муз. жизни В. этого периода становится широкий размах любительского музицирования, прежде всего организация рабочих хоровых коллективов, объединявших тысячи певцов; во главе этих коллективов стояли многие крупные музыканты. В 1922–34 большой популярностью пользовались также симфонические концерты для рабочих, к-рыми руководил А. Веберн.

В кон. 30-х гг., после оккупации Австрии гитлеровской Германией, муз. жизнь В. приходит в упадок. Резко сокращаются число концертов и количество иностранных гастролёров, прекращается (с 1939) проведение международных конкурсов, большинство видных музыкантов эмигрирует. В 1945 во время налёта американской авиации было разрушено здание Венской государственной оперы.

С окончанием 2-й мировой войны 1939–45 постепенно возрождается роль и значение В. как одного из ведущих муз. центров Европы. После освобождения страны Советской Армией возобновили свою деятельность музыкальные организации города. Государственная опера в 1945–55 давала спектакли в здании Нар. оперы и «Театра ан дер Вин», а с 1955 начала свою работу в восстановленном здании. Творч. достижения труппы связаны с гл. дирижёрами т-ра К. Бёмом (1954–1956) и Г. Караяном (1956–64). Среди ведущих солистов т-ра в разные годы: Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, С. Юринац, X. Гюден, К. Людвиг, В. Берри и др.

Значит. место в муз. жизни В. принадлежит Нар. опере, ставящей наряду с оперными спектаклями и оперетты. Т-р Камерной оперы (осн. 1954) ставит преим. произв. совр. и старинных мастеров. В В. работает также ряд опереточных трупп. Крупнейшими конц. организациями В. являются Общество друзей музыки, имеющее собств. здание с 3 залами — Большим, Брамсовским и Камерным, и Общество венского концертхауза, организующее концерты в 3 залах — Большом, Шубертовском и Моцартовском. Кроме того, в В. работают Австрийское концертное агентство и ряд частных импрессарио.

Ведущими проф. муз. коллективами В. являются Венский филармонический оркестр, проводящий ежегодные циклы концертов в залах Общества друзей музыки, Венский симфонический оркестр, дающий наибольшее число концертов в год, оркестр музыкантов Нижней Австрии и Большой симфонический оркестр Австрийского радио, исполняющий гл. обр. монументальные сочинения. Общество венского концертхауза имеет также свой Камерный оркестр. Кроме того, в В. работает значит. число разл. камерных ансамблей. Важную роль в муз. жизни В. играет ежегодный (с 1951) традиц. фестиваль «Винер фествохен», в к-ром принимают участие ведущие коллективы В. и солисты.

С 1959 возрождены междунар. конкурсы музыкантов-исполнителей, организаторами к-рых являются Общество друзей музыки и венская Академия музыки и драматического искусства. Последняя сохраняет своё значение ведущего муз.-образовательного центра Европы. Отличительной особенностью академии является интернациональный состав студентов, приезжающих сюда не только из европ. стран, но и из стран Лат. Америки и Азии.

В послевоенные десятилетия в академии учились певцы В. Берри, Э. Вехтер, М. Дики, пианисты Ф. Гульда, В. Кампер, И. Хеблер, А. Еннер, Й. Демус, Ж. Клейн, дирижёры К. Аббадо, Л. Мазель и др. Среди ведущих педагогов Академии — пианист Б. Зейдльхофер, певцы Г. Духан и Й. Витт, дирижёр X. Зваровски; возглавляет Академию X. Ситнер (с 1968). С 1947 Академия регулярно проводит летний фестиваль студентов-музыкантов в курортном городе Бад-Аусзе.

Кроме академии, в столице работают также Консерватория города В., находящаяся в ведении гор. властей, и ряд частных уч. заведений — Консерватория музыки и драматического искусства К. Прегера, Консерватория Горака и др. Преподавание музыки ведётся в Институте музыковедения Венского ун-та.

В В. сосредоточены богатейшие собрания муз. инструментов, нот и книг, архивных документов по истории музыки Австрии и др. стран Центр. Европы. Наиболее ценными коллекциями обладают Нац. венская городская б-ка, б-ка Венского ун-та, архивы Общества друзей музыки и Общества Венского концертхауза, а также Городское собрание музыкальных инструментов и Коллекция музыкальных инструментов Этнологического музея.

В В. находится ряд австр. и междунар. муз. организаций: Австрийский музыкальный совет, Австрийский союз композиторов, Австрийское музыкальное общество, нац. секции Международного общества новой музыки и Международной федерации музыкальной молодёжи. В В. выходят журналы «Österreichische Musikzeitschrift» и «Österreichische Musikerziehung».

Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Орнаментика Термины и понятия
Параллельные тональности Термины и понятия

Главы из книг

Публикации

Персоналии

Штраус, Иоганн 04.12.2010 в 13:34

Театры и фестивали

Произведения

Вальсы (Штраус) 04.08.2016 в 12:35

рекомендуем

смотрите также

Греческий распев Термины и понятия
Запись танца Балет и танец
Композитор Термины и понятия
Жанры балетные Балет и танец
Духовная музыка Термины и понятия
Академизм в балете Течения в искусстве
Жига Музыкальные жанры
Болеро Музыкальные жанры
Балет в опере Опера, вокал, пение

Реклама