Массовая песня

Категории словаря

Массовая песня — в широком смысле сольная или хоровая песня, созданная профессиональным композитором (или любителем) и рассчитанная на массовое распространение в общественной жизни или домашнем быту. Массовая песня имеет куплетное (строфическое) строение (часто с рефреном-припевом). Муз. образ сконцентрирован в самостоятельной по значению вок. мелодии, обобщенно отражающей смысл слов и допускающей исполнение без инструментального сопровождения. Общезначимость содержания М. п. в сочетании с простотой формы, поэтич. и муз. языка, использование певч. голосов в наиболее употребит. регистрах обусловливают ее максимальную доступность для всеобщего исполнения и восприятия.

С сер. 20-х и до конца 50-х гг. 20 в. понятием «массовая песня» охватывалось все песенное творчество сов. композиторов. Позднее, с укоренением термина «советская песня», к М. п. стали относить лишь одну жанровую разновидность — хоровую песню на общественно-политич. темы, предназначенную для совместного исполнения большими массами людей. В отличие от др. разновидностей песни — эстрадной и бытовой, М. п. (в узком смысле) рассчитана на хор. звучание (без сопровождения), гл. обр. во время демонстрации, митингов, собраний и др. крупных обществ. событий. Реже М. п. исполняются в концертах, а в свою очередь эстрадные и бытовые песни звучат как массовые, что зависит от степени общезначимости их муз.-поэтич. образов и индивидуализации.

Часто М. п. отличаются героич. характером и выдержаны в ритме марша. Поэтич. тексты обычно включают агитационные обращения — призывы, к-рым соответствуют лаконичные, четкие, броские муз. фразы-лозунги (чаще всего в припеве). М. п., как правило, связаны с социальной и нац.-освободительной борьбой народа, выражая ее идеи и являясь мощным средством организации и воспитания масс.

Первыми образцами М. п. были боевые гимны Великой франц. революции («Марсельеза» и др). К М. п. принадлежат также мн. междунар. и рус. революц. песни 19 — нач. 20 вв. (напр., «Интернационал», «Варшавянка», «Красное знамя», «Бандьера росса», «Смело, товарищи, в ногу» и др.). В 1920-30-х гг. пролетарские и антифашистские М. п. создали X. Эйслер («Коминтерн», «Красный Веддинг», «Песня солидарности») и др. прогрессивные заруб. композиторы (в т. ч. Б. Рейниц, А. Онеггер). М. п. стала одной из ведущих жанровых разновидностей сов. проф. и любит. (самодеятельного) песенного творчества. К ней относится большая часть красноармейских и партизанских песен периода Гражданской войны («Песня коммуны», «По долинам и по взгорьям», «Марш Будённого», «Красная Армия всех сильней» и др.), а также комсомольских песен 20-х гг. («Молодая гвардия», «Наш паровоз» и др.). Ряд М. п. создали участники организованного в сер. 20-х гг. творч. объединения молодых композиторов «Проколл»: В. А. Белый («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), А. А. Давиденко («Конная Будённого», «Нас побить, побить хотели»), М. В. Коваль («Юность»), Б. С. Шехтер («Железными резервами»). «Проколловцы» первыми выдвинули понятие «М. п." и провозгласили её важным, равноправным и художественно полноценным видом проф. композиторского творчества. Однако их песни из-за узости содержания и относительной сложности муз. формы и языка оказались доступными только хор. самодеятельности и не смогли войти в быт нар. масс. Задача создания подлинно М. п. была решена сов. композиторами уже в 30-х гг. («Песня о встречном» Д. Д. Шостаковича, 1932, и «Марш весёлых ребят» И. О. Дунаевского, 1934), когда хор. песня стала выражать общенародные мысли и чувства в максимально простой и чёткой форме. В 30-50-х гг. в жизнь народа глубоко вошли М. п. комп. А. В. Александрова («Священная война»), М. И. Блантера («Катюша»), И. О. Дунаевского («Песня о Родине», «Марш энтузиастов»), В. Г. Захарова («Ой, туманы мои»), Л. К. Книппера («Полюшко»), А. Г. Новикова («Гимн демократической молодёжи мира»), Дм. Я. и Дан. Я. Покрассов («Москва моя»), В. П. Соловьёва-Седого («В путь») и др. на слова поэтов В. М. Гусева, М. В. Исаковского, В. И. Лебедева-Кумача, Л. И. Ошанина и др. Тогда же М. п. утвердилась в творчестве композиторов всех республик. В конце 50-60-х гг. созданы новые М. п.: «Бухенвальдский набат» В. И. Мурадели, «Пусть всегда будет солнце» А. И. Островского, «Песня о тревожной молодости» А. Н. Пахмутовой, «Родина» С. С. Туликова и др. Параллельно по мере расширения запросов слушателей всё большее распространение получают другие жанровые разновидности советского песенного творчества — лирическая бытовая песня (особенно начиная с периода Отечественной войны) и эстрадная, которые развиваются во взаимодействии с М. п.

Литература: Hестьев И., Массовая песня, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947; Корев Ю., Советская массовая песня, М., 1956; Сохor A., Русская советская песня, Л., 1959; его же, Путь советской песни, М., 1968; его же, О массовой музыке, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 13, Л., 1974. См. также лит. при ст. Песня.

А. Н. Сохор
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Октоих Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Фиоритура Опера, вокал, пение
Чарлстон, чарльстон Музыкальные жанры и формы
Опера спасения Термины и понятия
Симфоническая музыка Термины и понятия
Чембало Музыкальные инструменты
Отыгрыш Термины и понятия
Албанский балет Балет и танец
Иранская музыка Национальные культуры
Децима Теория музыки
Гавот Музыкальные жанры и формы

Реклама