Песня

Песня — наиболее распространённый род вок. музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. постоянно взаимодействуют: элементы нар. П. используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские П. фольклоризируются. П. различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В нек-рых странах термин "П." (нем. Lied, франц. chanson, англ. song) применяется и к романсу.

Тексты П. обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают чёткость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы). В рус. песенной поэзии наиболее распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Построенные т. о. стихотворения чаще всего становились популярными П., народными или авторскими (А. С. Пушкин - "Зимняя дорога", А. А. Дельвиг - "Соловей, мой соловей", Я. П. Полонский - "Песня цыганки", Н. А. Некрасов - "Ой, полна, полна коробушка..." и др.).

П. свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отд. поэтич. образами или речевыми интонациями текста. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке - и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном - припевом). Внутр. расчленение муз. строфы (куплета) также соответствует расчленению строфы поэтической (см. 1-й пример).

Истоки жанра П. уходят в глубокую древность. В ан-тич. иск-ве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого иск-ва П. Одногол. П. трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров эпохи средневековья обнаруживают неразрывное единство слова и мелодии. Как правило, в них ясно ощутима связь строения поэтич. и муз. строфы, единство рифмы и ме-лодич. каденции (см. 2-й пример).

К одногол. песенным жанрам относятся также итал. лауды, испан. кантигас и др. В эпоху ars nova в Италии и Франции на смену одногол. формам песни приходят П. с сопровождением одного или неск. инструментов. Во Франции 16 в. термин "П." (chanson) стал применяться и к полифонич. вок. произв., иногда программно-изобразит. характера ("Битва" Жанекена).

М. Яковлев. "Зимний вечер" (стихи А. С. Пушкина).

В этот же период развиваются и более простые, тяготеющие к гомофонному складу формы многогол. П.: итал. фроттолы, вилланеллы и т. п. песни, предназначавшиеся для домашнего музицирования. Эта традиция была продолжена в итал. канцонеттах кон. 16-17 вв., оказавших большое влияние на творчество нем., франц. и англ. композиторов. К песенным жанрам 15-16 вв.

Рембо де Вакейра. Эетампида.

относятся разл. религ. и воен. П.: гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы, и т. д.

Во 2-й пол. 18 в. внутри песенных жанров кристаллизуется камерная П.-романс с сопровождением струн. клавишного инструмента. Песенные формы занимают видное место в опере 18 в. и в др. муз.-театр. жанрах. В период Великой франц. революции складывается жанр массовой революционной песни. Возникшие в эту пору П. "Марсельеза" и "Ca ирб" ("Зa ira") сохранили значение в качестве художеств. символов освободит. борьбы народа.

В 19 в. в связи с общим расцветом лирич. форм иск-ва, а также с ростом интереса к собиранию и изучению фольклора, песенные жанры интенсивно развиваются, разделившись на романс и собственно П. (часто в нар. духе). Границу между ними иногда установить трудно. Куплетность строения является важным, но не решающим признаком, т. к. и романс может быть куплетным (напр., "Не искушай" Глинки), а П. - некуплетной. Более точным критерием может служить обобщённость мелодии П., к-рая порой может даже исполняться с др. текстом (при условии сохранения строфич. строения и размера). Немаловажное значение имеют и др. жанровые признаки. Романс связан гл. обр. с лирич. сферой чувств, понятие "П." включает в 19-20 вв. широкий круг жанровых разновидностей (сатирич., драм. П. и др.). Промежуточные формы П.-романса, с преобладанием песенных черт, занимают видное место в творчестве рус. композиторов 1-й пол. 19 в. - А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва и др. Классики 19 в. - от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова - оставили сравнительно немного П. в точном значении слова, однако песенность как тип мелодич. мышления, тесно связанного с фольклором, очень характерна для их творчества. Это относится и к муз. наследию мн. заруб. композиторов 19 в.: Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе, Дж. Россини, Дж. Верди.

Параллельно с творчеством проф. композиторов развивалась песенная традиция, представленная поэтами, к-рые сами создавали (или подбирали из популярных П.) мелодии для своих П. и сами их исполняли (см. Шансонье). Их произв. часто отличались яркой публицистичностью. П. франц. поэтов-шансонье, от П. Ж. Беранже до Э. Потье, пользовались популярностью далеко за пределами Франции.

В нач. 20 в. в ряде стран переживает подъём рабочая революц. П., лучшие образцы к-рой приобрели между-нар. значение ("Интернационал"). Она послужила одним из истоков сов. массовой песни, впитавшей также и черты нар. П., крестьянской и городской, русской и украинской. Массовая П. стала одним из ведущих жанров в сов. муз. творчестве, особенно в период Гражданской войны 1918-20, в 30-е гг. и в годы Великой Отечеств. войны 1941-45. Она оказала большое влияние на др. жанры: оперу, романс, кантату, киномузыку. Многие сов. П. получили распространение за рубежом.

С 1930-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в др. странах; он связан со стремлением композиторов к демократизации творчества (Г. Эйслер, франц.. композиторы, входившие в Нар. муз. федерацию). Большого развития в 20 в. достигла эстр. П., исполняемая солистами или вок.-инстр. ансамблями. В 60- 70-х гг. в ряде стран, в т. ч. в СССР, возрождается традиция шансонье. Общественная, организующая роль совр. П. (прежде всего - советской) ярко выявляется в междунар. движении за мир и социальный прогресс.

Литература: Розанов И. Н. (Вступ. статья), в изд.: Песни русских поэтов, М., 1936; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, вып. 1 - Очерк четвертый. Музыка придворная, театральная и бытовая, М., 1938; ее же, Русские поэты и вокальная лирика, в кн.: Иванов Г. К., Русская поэзия в отечественной музыке, М., 1966; Асафьев Б., О русской песенности, в кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; его же, Советская музыка и музыкальная культура, там же, т. 5, М., 1957; Васина-Гроссман В. A., Вокальные формы, М., 1960; Кулаковский Л., Песня, ее язык, структура, судьбы, М., 1962; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, гл. 4 - От канта к "российской песне"; Нестьев И. В., О музыке устной традиции, в кн.: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века, кн. 1, М., 1968; Сохор А. Н., Путь советской песни, М., 1968; Попова Т. В., О песнях наших дней, М., 1969; Левашева О. Е., Песня и романс, в кн.: История русской музыки, т. 1, М., 1972; Эриксман Г., Французская песня, М., 1974; Артеменко Е., Русская народная лирическая песня, ее мелодика, поэтический строй, синтаксические явления, Воронеж, 1976. См. также лит. при статьях Массовая песня, Народная песня, Революционная песня и др.

В. А. Васина-Гроссман

реклама

вам может быть интересно

Фальцет Опера, вокал, пение
Арабеска Музыкальные жанры

Книги

Главы из книг

Публикации

Произведения

рекомендуем


Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реквием Музыкальные жанры
Moderato, модерато Термины и понятия
Фестивали балета Балет и танец
Basso ostinato, бассо остинато Термины и понятия
Ситар Музыкальные инструменты
Сонатина Музыкальные жанры
Программная музыка Термины и понятия
Pas saute, па соте Балет и танец
Финский балет Балет и танец
Тембр Термины и понятия

Реклама