Революционная песня - нар. песня, преим. хоровая, выражающая идеи борьбы трудящихся масс за освобождение от классового и нац. гнёта. Сложилась как новейший жанр фольклора в передовых европ. странах в эпоху бурж. революций кон. 18 и сер. 19 вв. Обрела классич. формы художеств. выражения и получила всенародное распространение в эпоху пролет. революций кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. Историч. типы Р. п. складывались на протяжении столетий в освободит. движении крестьян и ремесленников 15-18 вв.: это и чеш. гуситские гимны, и нем. протестантский хорал (характерный пример - хорал "Ein feste Burg ist unser Gott" M. Лютера, к-рый Ф. Энгельс назвал "Марсельезой 16 века"), и рус. антикрепостнические ("молодецкие", "разбойничьи") песни, и гайдуцкие песни сербов, болгар, молдаван, и повстанческие гимны венгров ("Ракоци-марш"). Однако влияние подобных песен, за отдельными исключениями, не выходило за пределы местной нац. культуры; многие из них к тому же отражали религ. или националистич. предрассудки своего времени или определённой среды. "... Поэзия прошлых революций, за исключением Марсельезы, - писал Ф. Энгельс, - редко производит революционное впечатление в позднейшие времена, так как для того чтобы воздействовать на массы, она должна отражать и предрассудки масс того времени" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 468). "Марсельеза" (текст и музыка сочинены в ночь на 26 апр. 1792 офицером Рейнской армии Руже де Лилем) стала классич. образцом массового героико-революц. гимна-марша.
С выдвижением пролетариата на авансцену междунар. освободит. движения во Франции, Германии, России, Польше, США и др. странах сформировалась Р. п. нового типа, интернациональная по содержанию, запечатлевшая "железное мужество" (М. Горький) и нерушимую волю к социальному переустройству мира, эмоциональную атмосферу митингов и манифестаций, стачек и баррикадных боёв. О художеств. выразительности этого иск-ва писал К. Маркс, характеризуя "Песнь силезских ткачей" (1844) как "смелый клич борьбы, где нет даже упоминания об очаге, фабрике, округе, но где зато пролетариат сразу же с разительной определенностью, резко, без церемоний и властно заявляет во всеуслышание, что он противостоит обществу частной собственности" (там же, т. 1, с. 443). Важную организующую роль рабочей Р. п. отметил в одной из статей в 1913 В. И. Ленин, указавший, что "во всех больших городах мира, во всех фабричных поселках и все чаще в хижинах батраков раздается дружная пролетарская песня о близком освобождении человечества от наемного рабства" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 276). Поэтич. тексты пролетарских Р. п. характеризует чёткое воплощение политич. призывов к борьбе за социализм. Их музыку отличают упругость ритмики, чеканная маршевость в сочетании с плакатной ясностью мелодич. рисунка, властная императивность ораторских интонаций. Таковы франц. песня "Интернационал" (сл. Э. Потье, музыка П. Дегейтера, 1887), русская "Смело, товарищи, в ногу" (сл. Л. Радина, 1897), польская "Варшавянка" (сл. В. Свенцицкого, 1883) и др.
В процессе бытования и развития Р. п. сложились её жанровые разновидности: призывные политич. гимны, траурные песни-марши памяти жертв революции, повествовательные (баллады о героях), песни каторги и ссылки, сатирически-обличительные, праздничные (первомайские) и т.п. По мере роста революц. рабочих партий нового типа ширилась идейная значимость Р. п. как сильнейшего средства социалистич. воспитания масс. Стало возможным говорить о "пропаганде социализма рабочей песней" (В. И. Ленин, там же). В период жестокой реакции именно Р. п. оставалась единственным доступным массам жанром, в к-ром сам рабочий класс выступал одноврем. как творец, пропагандист и потребитель жизненно необходимых эстетич. ценностей. Примечательна роль лучших пролетарских Р. п., к-рые приобрели всемирную известность. "Интернационал", текст к-рого переведён на многие языки мира, стал в 20 в. междунар. гимном коммунистич. партий. "В какую бы страну ни попал сознательный рабочий, куда бы ни забросила его судьба, каким бы чужаком ни чувствовал он себя, без языка, без знакомых, вдали от Родины, - писал В. И. Ленин, - он может найти себе товарищей и друзей по знакомому напеву "Интернационала"" (там же, с. 273). Мелодии популярнейших Р. п. нередко "мигрировали" из страны в страну, легко осваивались, а порой и трансформировались в иной нац. среде. Так, в практику рус. песенного движения проникли польские Р. п. (напр., "Варшавянка"), повсеместное распространение получили песни франц. революций ("Марсельеза", "Карманьола", "Красное знамя"), лучшие пролетарские песни России стали "оружием" классовой борьбы заруб. рабочих. Стихийный взаимообмен в области революц. песенного иск-ва способствовал междунар. сплочению сил социализма.
Распространение новых песен осуществлялось через политич. прокламации, подпольные песенники, партийные газеты, а в дальнейшем - через пролетарские хор. объединения, художеств. агитбригады, деятельность проф. литераторов, музыкантов, артистов, связавших свою судьбу с освободит. борьбой масс. Незабываемое впечатление на рус. аудиторию в дни Революции 1905-1907 производило исполнение "Дубинушки" Ф. И. Шаляпиным. Франция выдвинула ряд талантливых шансонье, выступавших в рабочей среде с песнями борьбы и протеста (в 19 в. - П. Дюпон, в нач. 20 в. - Г. Монтегюс и др.). Всеобщее признание у массовой аудитории США завоевали исполнители песен протеста (негр. певец П. Робсон, поэт и фольклорист П. Сигер). Признанным деятелем рабочего и антифашистского движения в Германии стал выдающийся певец-трибун Э. Буш, к-рого X. Эйслер называл "поющим сердцем рабочего класса".
Музыка Р. п. на первых порах создавалась путём переосмысления традиц. напевов. Значит. место среди них занимали мелодии известнейших нар. песен - крестьянских, чаще городских. Напр., знаменитая песня франц. санкюлотов "Зa ira" возникла из нац. мелодии "Национального карийона" (комп. Бекур). На нар. мелодиях основаны рус. Р. п. "Дубинушка" (первоначальный вариант - стихотворение В. И. Богданова, позднее распетое на мотив старинной трудовой припевки) и народнич. песня "Здравствуй, свободы вольное слово" (на мотив укр. повстанческой песни "Гей, не дивуйте, добрш люди"). Нек-рые Р. п. 19 в. были распеты на оперные мелодии (напр., известная в народнической среде "Назови мне такую обитель" на сл. Н. А. Некрасова, певшаяся на мотив стретты из пролога к опере Г. Доницетти "Лукреция Борджа"). Однако уже на раннем этапе истории Р. п. появляются мелодии и стихи, специально написанные композиторами и поэтами - участниками революц. движения; среди них - упомянутые выше мелодии Руже де Лиля и П. Дегейтера, рус. песни "Есть на Волге утёс" (сл. А. А. Навроцкого, музыка А. Рашевской), тюремная "Слушай" (сл. И. И. Гольц-Миллера, музыка П. П. Сокальского), народнический гимн "Смело, друзья, не теряйте" (сл. М. Л. Михайлова, музыка Н. Пескова), а впоследствии - стихи Г. М. Кржижановского, Л. П. Радина, первых рабочих поэтов (Ф. С. Шкулёва и др.). В 20 в., особенно после 1917, выдвигается плеяда композиторов, посвятивших своё творчество гл. обр. жанру политич. песни. Среди первых представителей этого вида иск-ва в Сов. России - Д. Я. Покрасс, А. С. Митюшин, А. А. Давиденко, В. А. Белый. В Германии начиная с 20-х гг. развёртывается деятельность Эйслера, создавшего непревзойдённые образцы боевой рабочей песни (Kampflied), популярные во мн. странах мира. Р. п. писали и композиторы Венгрии (Б. Рейниц, Ф. Сабо), Чехословакии (Й. Станислав, Я. Ежек), США (М. Блицстайн, Э. Сигмейстер). Во время активизации антифашистского движения (1930-е - 40-е гг.) к жанру политической песни обращались и крупные композиторы-симфонисты: А. Онеггер, Д. Мийо, Ш. Кеклен во Франции, А. Копленд в США, Б. Бриттен, А. Буш в Великобритании, П. Дессау в Германии, С. Ревуэльтас в Мексике и др.
Муз.-поэтич. стиль рус. Р. п. значительно эволюционировал - от единичных опытов начала 19 в. к расцвету в годы пролетарских революций 1905-07 и 1917. Историки рус. Р. п. различают три периода её развития, соответствующие трём этапам истории освободит. движения в России (дворянский, народнический и пролетарский). Песни эпохи декабристского движения (авторы текстов К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев) не имели широкого распространения; это были подтекстовки, гл. обр. сатирически-обличит. характера, знакомых мелодий из крестьянского фольклора. Более разнообразны по содержанию песни народнического этапа - настроения жертвенности, сочувствия тяжёлой доле угнетенного народа, скорбная тюремная лирика соседствуют здесь с мажорно-гимническими свободолюбивыми мотивами: напр., траурная песня-марш "Замучен тяжелой неволей" и мужественная песня борьбы "Русская Марсельеза" (на сл. П. Лаврова). В песенном репертуаре народнич. этапа широко используются стихи известных поэтов - Н. А. Некрасова, H. M. Языкова, Н. П. Огарева, А. К. Толстого; входит в нар. муз. быт вольнолюбивая лирика А. С. Даргомыжского, А. А. Алябьева, К. П. Вильбоа. На высшем этапе развития освободит, движения (1890-1917) создаются классич. образцы русской Р. п. ("Смело, товарищи, в ногу" и др.).
Прямым продолжением и развитием традиции R п. после Oкт. революции 1917 явились красноармейские и партизанские песни периода Гражданской войны и иностр. интервенции 1918-20, первые комсомольские песни нач. 20-х гг., а затем и массовые песни сов. композиторов. В массовых песнях ведущими темами становятся социалистич. патриотизм, мирный созидательный труд, героич. защита завоеваний Октября.
На Западе традиции Р. п. развиваются в антифашистских и антивоенных песнях 30-х - 40-х гг., в героич. фольклоре массового Движения Сопротивления (1939-1945), в иск-ве молодежных ансамблей, пронизанном идеями антиимпериалистич. и нац.-освободит. борьбы, в молодом песенном движении народов Азии, Африки и Лат. Америки.
На протяжении почти двух столетий прогрессивные композиторы многих стран мира претворяли традиции Р. п. Это - франц музыка периода Революции 1789 (Ф. Ж. Госсек, Ж. Ф. Лесюэр, А. Гретри, Э. Мегюль. Л. Керубини), творчество Л. Бетховена, итальянская опера (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди), мн. произв. Р. Вагнера, Б. Сметаны, Ф. Шопена, Ф. Листа, Г. Берлиоза. Прямые отголоски русских вольнолюбивых песен звучат в соч. М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, А. К. Глазунова. В 20 в был создан ряд симф. и оперных партитур, в к-рых обрели новую жизнь мотивы классич. Р. п. Среди них наиболее примечательны 6-я симфония Мясковского, "Немецкая симфония" Эйслера, 11-я симфония ("1905 год") Шостаковича.
Литература: 50 русских революционных песен в свободной хоровой обработке, комментарии М. С. Друскина, Л, 1938; Лебединский Л. Н., Старая революционная песня, "СМ", 1941, No 5; Русские революционные песни, комментарии И В Нестьева, M., 1952; Toрез M., "Интернационал", "СМ", 1952, No 9, Друскин М. С., Русская революционная песня, Л., 1959; его же, Интернациональные традиции в русской революционной песне, в сб.: Русская музыка на рубеже XX века, M. - Л, 1966; Сохoр A. H., Русская советская песня, Л., 1959; Гиппиус Е. В., Ширяева П., Из истории революционных гимнов, "СМ", 1960, No 11; их же, Боевой пролетарский гимн, там же, 1961, No 7; их же, Из истории песни "Красное знамя", там же, 1965, No 11-12; Житомирский Д. В., Из прошлого русской революционной песни, M., 1963; Шилов А. В., Из истории первых советских песен (1917-1924), M., 1963; Биографии песен (Сб. статей), M, 1965; Дрейден С. Д., Музыка - революции, М., 1966; Pierre С., Les hymnes et chansons de la Rйvolution, R., 1904; Tiersоt G., Les fкtes et les chants de la rйvolution franзaise, R., 1908 (рус. пер. - Тьерсо Ж. Б., Песни и празднества французской революции, М., 1933), Greenway J., American folksong of protest, Phil, 1953; Steinitz W., Deutsche Volkslieder demokratischen Charakters, В., 1955; Liberovici S., Straniero M., Canti della nuova resistиnza spagnola, Torino, 1962; Gel Fr., Hlas vzdoru, Praha, 1971; Eisler H., Musik und Politik, Lpz, 1973; Marothy J., Music and the bourgeois Music and the proletarian, Bdpst, 1974.
И. В. Нестьев