Heidenröslein, D. 257
В песне «Полевая розочка» стихи и музыка достигли той редкой «абсолютной» тождественности, когда поэтический и музыкальный образ совершенно неотделимы и как бы перестают существовать один вне другого. И у Шуберта, и у Гёте — это детская песенка, которую можно принять за народную. Однако в стихотворении скрыт тонкий иронический подтекст, несколькими точными штрихами выявленный и, пожалуй, чуть усиленный Шубертом; предельная простота не исключает изысканности. Это сочетание отражается во всем: в общей структуре и изложении песни, в ее мелодическом и гармоническом рисунке.
Так, шестнадцатитактовый куплет, лежащий в основе песни (всего три куплета), не совсем обычно членится; период из десяти тактов (запев) сменяется четырехтактовым припевом и двумя тактами фортепианного отыгрыша. Эта почти незаметная ассиметричность, вызванная легким передвижением граней внутри квадратной структуры, отражает пятистрочную строфу Гёте, подсказанную, вероятно, импровизационностью народного стихосложения. Примитивность фактуры аккомпанемента восполняется свежестью гармонического колорита, которую вносит субдоминантовая гармония (секундаккорд II ступени), тонко подменяемая во втором предложении отклонением в доминанту, активно «движущим» развитие к прерванному обороту с VI ступенью.
Но особенно много деталей таит в себе внешне простая мелодия. Шуберт словно инкрустирует ее различными мелодико-ритмическими вариантами. Сам вокальный рисунок оказывается очень разнообразным: шутливый говорок, легкое «подпрыгивание» на одном звуке сочетается с коротенькими быстрыми распевами. Их интенсивность, усиливающаяся к концу периода, вносит оттенок слегка комической чувствительности; он обостряется многозначительными ферматами и начисто снимается «приплясывающим» окончанием припева. Задорно «вскинутый» скачок на кварту (такт 4) перекликается с шаловливыми форшлагами в маленькой фортепианной постлюдии:
Одновременно с этой маленькой изящной песенкой, в том же 1814 году Шуберт создает настоящую драматическую сцену — «Гретхен за прялкой».
В. Галацкая