Дворжак. Фортепианное трио No. 1

Piano Trio No. 1 (B-dur), Op. 21, B. 51

Композитор
Год создания
1875
Дата премьеры
17.02.1877
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

В XIX столетии большой популярностью пользовались камерные ансамбли – особенно там, где организация концертной деятельности была не особенно развита, и главным средоточием музыкальной жизни становились салоны состоятельных любителей музыки. В таких салонах звучали ансамблевые сочинения, в том числе и фортепианные трио. Отдал дань этому жанру и Антонин Дворжак. Впервые композитор обратился к нему в 1871 г., создав два трио. В одном из номеров газеты «Гудебни листы» за 1872 г. упоминалось об исполнении фрагмента одного из этих произведений – Adagio – на музыкальном вечере Яна Людевита Прохазки, который отозвался о нем весьма одобрительно. Эти ранние сочинения не сохранились, композитор впоследствии уничтожил их.

В 1875 г. Антонин Дворжак вновь обращается к жанру фортепианного трио. Новое камерное сочинение – Фортепианное трио си-бемоль мажор, ставшее первым из четырех сохранившихся трио композитора, создавалось практически одновременно с Серенадой для струнных ми мажор – оба произведения имеют одну и ту же дату завершения, 14 мая 1875 г. Впоследствии композитор внес изменения в средний раздел третьей части – Allegretto scherzando. Это произошло перед премьерой Фортепианного трио, которая состоялась в феврале 1877 г. в Праге, первыми исполнителями были чешские музыканты – скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелист Алои Сладек и пианист Карел Славковский. Вероятно, это была не единственная переработка произведения: публикация в чешском журнале «Далибор» описывает третью часть си-бемоль-мажорного Трио как «Alla polacca c трио в темпе марша», окончательная редакция этому описанию не соответствует – следовательно, первоначально сочинение имело иную третью часть.

Фортепианное трио № 1 си-бемоль мажор, представляет собой типичный образец творчества Антонина Дворжака середины 1870-х гг. Индивидуальные черты композиторского стиля, уже вполне сформированные и очевидные, сочетаются с ориентацией на классические образцы камерно-инструментальной музыки. Структура Фортепианного трио представляет собой традиционный четырехчастный цикл с быстрыми крайними частями в форме сонатного аллегро, медленной второй и скерциозной третьей. Типично для творчества Дворжака и образное содержание произведения. Трио воплощает идею движения к манящей, заветной возвышенной цели, ради достижения которой стоит бороться и переносить страдания – и только так человек может обрести счастье. Этот процесс активного движения отражается в основном в первой и заключительной частях, воплощаясь в наиболее подходящей для подобных образов форме – сонатном allegro. Несколько иное образно-эмоциональное содержание отличает вторую и третью части, которые воспринимаются как моменты разрядки, отдохновения от борьбы.

Первая часть – Allegro molto – написана в сонатной форме с тремя основными темами, в которых напевность сочетается с активными, действенными интонациями. Участники инструментального ансамбля равноправны – изложение тематического материала в разные моменты музыкального развития поручается то скрипке, то фортепиано, то виолончели. Ведущая роль отдана главной партии, именно ее элементы становятся основой разработочного развития. В разработке обращают на себя внимание разнообразные модуляции, которыми этот раздел очень богат, и это придает первой части особую страстность.

Совершенно иная атмосфера царит во второй части – Adagio molto e mesto. Ее мечтательность сродни сновидению, но по эмоциональной глубине вторая часть предвосхищает лучшие Adagio, созданные Антонином Дворжаком в зрелый период творчества. Развитие построено на двух темах – соль-минорной и ля-мажорной. В кульминации первая тема становится основой четырехголосного канона.

Третья часть – Allegretto scherzando – легка и изящна. По словам Бориса Асафьева, в ней воплощена картина «танцевальных досугов человечества».

Четвертая часть – Finale. Allegro vivace – сонатное allegro, построенное на трех темах, первая из которых начинается не в основной тональности, а в соль миноре. В разработку вплетается цитата из медленной части.

Публикация Фортепианного трио № 1 си-бемоль мажор состоялась по прошествии трех лет после премьеры. Осуществило ее издательство Шлезингера.

Произведение удостоилось одобрительных отзывов со стороны музыкальных критиков. Автор рецензии, помещенной в журнале «Светозор», утверждал, что «композитор не только талантлив, но и является зрелым художником, который использует вдохновенные мотивы, чтобы создать изысканную, но четкую музыкальную структуру». В 1881 г. английский музыкальный критик Джозеф Беннет уделил Первому фортепианному трио немало внимания в своем обстоятельном двухчастном исследовании творчества Дворжака, помещенном в журнале «Musical Times». Беннет отметил богатство тематического материала, а также стройность и упорядоченность формы, которая соответствует строгим законам симметрии.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Барток. «Контрасты» Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама