Missa Solemnis (D-dur), Op. 123
Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, бас, хор, оркестр.
История создания
Первая половина 1820-х годов знаменательна в творчестве Бетховена. Он подводит итог своим любимым жанрам: фортепианной сонате, вариациям, струнному квартету, симфонии (величайшая из них, Девятая, создана в 1822—1824 годах). Тогда же появляется последнее духовное ораториальное сочинение — в жанре, к которому Бетховен не обращался более 20 лет, с тех пор, как сочинил ораторию «Христос на горе Елеонской» (1803) и Мессу До мажор (1807).
Поздние произведения Бетховена встречают разный прием. Одни считают их учеными, скучными, непонятными, у других они вызывают восхищение. С триумфальным успехом прошла в Вене последняя Академия (авторский концерт) Бетховена 7 мая 1824 года. Знаменитый английский фабрикант роялей Бродвуд прислал ему инструмент новейшего образца, Лондонское филармоническое общество заказало Девятую симфонию, а русский князь Николай Голицын — 3 струнных квартета. Вернувшийся из России известный скрипач Игнац Шупанциг, приятель композитора, рассказьшал о популярности его сочинений у русской публики. Однако жизнь Бетховена необеспеченна и тяжела. Он совершенно глух и может объясняться лишь письменно (сохранилось большое число «разговорных тетрадей» Бетховена). Живет композитор в убогой квартире, которую посетивший его в 1822 году Россини описывает так: «Я очутился в довольно грязной комнатушке, в которой царил страшный беспорядок. Мне особенно запомнился потолок, находившийся, по-видимому, под самой крышей. Он весь был в широких трещинах, через которые дождь должен был лить ручьем». Хотя Бетховену было немногим больше 50 лет, выглядел он стариком. «Никаким резцом нельзя отобразить ту неизъяснимую печаль, которой были пронизаны черты его лица. В то же время под его густыми бровями, как будто из пещеры, сверкали небольшие, но, казалось, пронизывающие вас глаза».
В 1819 году композитор начал сочинять Торжественную мессу ко дню посвящения в сан архиепископа эрцгерцога Рудольфа, давнего своего покровителя. Бетховен давал ему уроки игры на фортепиано и посвятил ряд произведений, в том числе Торжественную мессу, хотя композитор всячески отговаривал эрцгерцога от принятия духовного сана и не успел закончить произведение к сроку. Работа длилась долго и была мучительной. «За запертой дверью маэстро трудился над Credo: он пел, выл, топал, — вспоминал секретарь Бетховена. - Долго мы присутствовали при этой потрясающей сцене и только собрались уходить, как вдруг дверь распахнулась, и на пороге появился Бетховен с расстроенным, искаженным лицом. Он выглядел так, как будто только что вышел из борьбы не на жизнь, а на смерть...» Сразу же по завершении мессы, в июне 1823 года, Бетховен стал распространять новое сочинение по подписке, по 50 дукатов за каждый экземпляр. Подписчиков оказалось всего 10, среди них короли Франции и Пруссии, император Александр I и князь Николай Голицын, страстный поклонник Бетховена, виолончелист-любитель и почетный член петербургского Филармонического общества. Благодаря Голицыну состоялась премьера Торжественной мессы 7 апреля (26 марта по старому стилю) 1824 года в Петербурге в концерте Филармонического общества.
Торжественная месса написана на традиционный латинский текст праздничного церковного богослужения, разделенный на 5 частей, исторически сложившихся к концу Средневековья. Однако сам Бетховен не считал ее сочинением, духовным по преимуществу. В письме в правление Филармонического общества он сообщал, что «ее также можно исполнять в церкви», а в программе она была названа Большой ораторией. Не случайны и авторские надписи в начале 1-й части, Kyrie (Господи помилуй): «Это должно идти от сердца к сердцу» и в середине последней, в эпизоде Dona nobis pacem (Дай нам мир): «Прошу о внутреннем и внешнем мире».
Музыка
Торжественная месса — грандиозное произведение с типичными чертами позднего стиля Бетховена: обилием развернутых хоров полифонического склада, вплоть до фуг; обращением к традициям Баха и Генделя, сопоставлением эпизодов величавых, героических и лирических, то согретых светом надежды, то полных страдания, благоговейных философских размышлений и вселенской радости.
Использованы и темы, близкие хоралу, и средневековые лады, и излюбленные в старинной музыке иллюстративные приемы, связанные с восхождением, нисхождением и т. п.; а наряду с ними — оперный речитатив. 1-я часть, Kyrie (Господи помилуй) строится на противопоставлении торжественных аккордов крайних разделов (авторская ремарка: «с благоговением») и печальной вокальной темы, широко распетой в канонических имитациях квартета солистов — в среднем. Кульминация 2-й части, Gloria (Слава), — блестящая ликующая фуга. Еще более сложная, грандиозная по размаху двойная фуга венчает 3-в часть, Credo (Верую). В 4-й части оригинален последний раздел — Benedictus (Благословен): его открывает соло скрипки в высoком регистре, словно с высоты спускается ослепительный свет; нежную пасторальную тему подхватывают солисты. Пасторальная тема в следующей части приобретает характер веселого хоровода (Dona nobis pacem). Его сменяют приглушенные удары литавр и фанфары труб, которым отвечает «боязливый» (по авторской ремарке) речитатив солистов, — словно война прерывает течение мирной жизни. За небольшой фугой радостного характера, тема которой заимствована из «Мессии» Генделя, следует стремительный, полный энергии оркестровый эпизод.
А. Кенигсберг
К наиболее значительным произведениям композитора принадлежит «Торжественная месса» D-dur для четырех солистов, хора и оркестра (1818—1823). Написанная одновременно с Девятой симфонией и фортепианной сонатой ор. 106, месса родственна им по глубине постановки философских вопросов, по грандиозности, новизне интонационного строя и формы. Идейная значимость этого сочинения несоизмерима с тем внешним поводом, который послужил толчком к его созданию.
Бетховен начал сочинять мессу ко дню посвящения своего друга эрцгерцога Рудольфа в архиепископы. Известно, что Бетховен всячески отговаривал его от принятия духовного сана и не скрывал своего иронического отношения к этому поступку после того, как он свершился. Месса не была закончена к сроку и появилась на свет несколько лет спустя вместе с Девятой симфонией.
Месса для Бетховена не имела ритуально-церковного смысла, Он усматривал в ней исторически сложившийся жанр, в котором накопились богатейшие традиции философской музыки (Палестрина, Бах, Моцарт, Гайдн). Произведение Бетховена далеко от идеологии католицизма, догматов христианства. В этом монументальном произведении воплощен характерный для позднего Бетховена идейный замысел. Музыка мессы пронизана «фаустианством»: в ней господствует дух беспокойного сомнения, но вера в жизнь преодолевает мучительные философские искания.
Подобно h-moll'ной мессе Баха, «Торжественная месса» Бетховена ни по смыслу, ни по форме выражения, ни по масштабам не предназначена для церковного исполнения. Знаменательно, что сам композитор рекомендовал исполнять свою мессу в концерте, в виде оратории (Первое полное исполнение «Торжественной мессы» состоялось в Петербурге в 1824 году по инициативе князя Н. В. Голицына.).
Бетховенская месса поражает цельностью композиции. Она словно высечена из одной глыбы. Между разными ее частями существует несомненная интонационная (почти «лейтмотивная») связь. Строгий тональный план объединяет все произведение (Господствуют D-dur и B-dur – тональные центры Девятой симфонии.). Роль оркестрового развития настолько значительна, что это произведение можно назвать синтетическим по жанру.
Каждая из традиционных пяти частей мессы ярко индивидуальна в музыкальном отношении. Наиболее проста первая часть, «Kyrie eleison», написанная в трехчастной форме; ее развитие основано на противопоставлении моментов торжественной величавости чувствам душевной слабости и печали:
Первый из этих образов охарактеризован блестящей инструментально-концертной музыкой, второй — трогательной вокальной кантиленой, интонации которой проникают в лирическую последнюю часть.
«Gloria» — сложнейшее многочастное построение, включающее фугу. Основная тема части близка трио из Девятой симфонии и русской теме «Слава» из трио скерцо Восьмого квартета.
Необычен интонационный строй мессы. Колористические эффекты хорового звучания придают всей музыке особенную красоту, в «Et incarnatus», напоминая хоровой стиль Палестрины, неожиданно звучат старинные лады:
В развитии господствуют полифонические приёмы.
Замечателен финал мессы, против которого больше всего ополчались представители официальной церковной музыки. На слова «Dona nobis расеm» Бетховен пишет ликующую, танцевального склада музыку, несколько напоминающую одну из вариаций оды «К радости». Когда в процессе ее развития появляется почти военный эпизод — барабанная дробь и героическая фанфара у труб, — сходство с маршевой вариацией «темы радости» из Девятой симфонии становится очевидным. Знаменательно, что тема последней фуги была заимствована из финального хора «Мессии», одной из самых светлых, жизнерадостных ораторий Генделя. Подобно Девятой симфонии, «Торжественная месса» заканчивается ликованием, прославляющим завоеванную веру в жизнь.
Первая месса Бетховена, С-dur (1807), принадлежит к наиболее выдающимся произведениям его «зрелого» периода. Сверстница «Кориолана» и квартетов ор. 59, она соприкасается с ними разными сторонами своего богатого художественного содержания. Но при этом в ней раскрывается и новая, неожиданная сторона Бетховена — его замечательное по оригинальности и силе воплощение душевной гармонии.
В отличие от месс предшественников (Моцарта, М. и Й. Гайднов и других), где инструментальная музыка играла роль, равноценную с голосом, Бетховен разрабатывает преимущественно выразительные приемы хорового звучания.
В. Конен