Прикосновение к исповеди

Об исполнении «Торжественной мессы» Бетховена на Зальцбургском фестивале 2021

В июле 2021 г. маэстро Риккардо Мути исполнилось 80, но за всю свою славную многолетнюю карьеру маэстро ни разу не исполнял «Торжественную мессу» Бетховена, считая её глубоко личным произведением композитора для поверхностного обращения с ним. Вынужденный пандемийный перерыв в концертной деятельности позволил маэстро, по его собственным словам, «качественно подготовиться» к восхождению на эту вершину – к диалогу с Бетховенским откровением.

«Торжественная месса» (Missa Solemnis D-dur, Op. 123) была задумана в 1819 г. по случаю интронизации бывшего ученика Бетховена архиепископа Оломуцкого эрцгерцога австрйиского Рудольфа фон Габсбург-Лотарингского (младшего сына императора Леопольда II). Всего же Бетховен посвятил 14 произведений * своему ученику и одному из постоянных меценатов: совместно с князьями Ф. Кинским и Ф. Лобковицем архиепископ Оломуцкий выплачивал композитору пожизненную ежегодную пенсию в размере 1500 талеров, или примерно 30 тыс евро, с одним единственным условием — чтобы Бетховен никогда не рассматривал никаких предложений о работе из соседних государств и оставался в Вене **. Первое же исполнение мессы состоялось в Санкт-Петербурге 7 апреля 1824 г. по инициативе основателя русской виолончельной школы, ветерана Отечественной войны 1812 г. князя Николая Борисовича Голицина, которому Бетховен посвятил 3 струнных квартета (т.н. «Голицинские квартеты», ор. 130, 132, 133).

Сам композитор называл «Торжественную мессу» своим лучшим, наиболее совершенным творением. Работе над этим произведением был принесён в жертву «Реквием», заказанный Бетховену в 1818 г., но так и не написанный (на аннуляции этого заказа Бетховен потерял примерно 450 гульденов, или 13,5 тысяч евро на наши деньги). «Торжественная месса» является итогом не только духовных, но и научно-исторических изысканий композитора: известно, что Бетховен за 4 года работы над этим многогранным произведением изучил всё, что было доступно по истории христианского ритуального песнопения и музицирования. Именно поэтому воспринимать эту партитуру как прикладной церковный музыкальный текст или как концертную ораторию — очень опасно: её природа насквозь интеллектуальна.

По-видимому, именно эту особенность «Торжественной мессы» имел в виду дирижёр Вильгельм Фуртвенглер, когда называл её неисполнимой. Не исключено, что этому произведению больше подошло бы определение «симфоническая лекция», но, к сожалению любителей упрощений, Бетховен не создавал ни компендиумов, ни компиляций (хотя тот же сонатный цикл формально вырос именно из технических экспериментов композиторской лаборатории). Перед нами глубокое, самодостаточное произведение со всеми признаками мессы (включая латинский текст), но мессой в прямом смысле слова не являющееся.

Маэстро Риккардо Мути увидел в этом произведении своеобразную симфоническую исповедь Бетховена, осмысление композитором собственного пути в контексте истории выбранного жанра. И неслучайно у дирижёра «Торжественная месса» получилась эмоционально неоконченной: её усыпляюще округлые медитативные фразы будто обрываются, лишённые финального эффектного акцента в Agnus Dei. И лишь ангельская отрешённость вокальных партий в блестящем исполнении Розы Феолы (звонкое сопрано), Алисы Колосовой (фантастической красоты контральто), Дмитрия Корчака (тенор певца звучал с удивительной инструментальной невесомостью) и Ильдара Абдразакова (звучание баса певца в этот раз было отмечено трепетным вибрато) напоминали о вневременной глубине произведения, в котором душа художника оживает с каждым исполнением.

И в завершении хотелось бы отметить, что в целом довольно сдержанная немецкоязычная критика, оценив очевидные достоинства предложенной маэстро Мути интерпретации, совершенно проигнорировала заявленный дирижёром пиетет в обращении с этим сложнейшим для понимания и исполнения произведением Бетховена, и посетовала на замедленные темпы и приглушённую «задумчивость» прочтения. Мне думается, аккуратное прикосновение маэстро к Бетховенской исповеди не может быть названо ни анахроничным, ни скучным. Скорее, мы получили приглашение к углублённому всматриванию в художественную природу этого произведения.

Примечания:

*Включая единственную оперу «Фиделио».

** Архиепископ Оломуцкий, до 1823 г. обучавшийся у Бетховена в том числе и композиции, в свою очередь посвятил учителю 40 своих произведений. Долгое время архиепископ был единственным учеником Бетховена. Любопытно, что Бетховен, любивший менять посвящения своих произведений, и в этом случае странным образом «дистанцировался» от надписи на подарочном экземпляре «От сердца — с новой страстью — к сердцу» («Von Herzen — Möge es wieder — zu Herzen gehen»), убрав его из всех дальнейших автографов и изданий «Торжественной мессы»: после 1823 г. отношения между учеником и учителем охладели.

Фото: SF / Marco Borrelli

реклама