Неокончательная классика

О концерте Анне-Софи Муттер в Московской филармонии

Фото предоставлено Московской филармонией

Московская филармония продолжает праздновать столетний юбилей. Днем 29 января в БЗК была реконструирована историческая программа открытия филармонии в 1921 году (Бетховен, Ипполитов-Иванов, Танеев, Рахманинов, Скрябин) в исполнении АСО Московской филармонии под управлением Юрия Симонова; вечером того же дня на основной площадке сыграли праздничное гала со всевозможными звездами (Гергиев, Мацуев, Венгеров и др. в компании продвигающегося per aspera ad astra Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО)).

На 30 января был запланирован грандиозный марафон из трех концертов, построенный в виде реверсивного туннеля: от Первой симфонии Малера в исполнении Густаво Дудамеля и РНМСО – через Дивертисменты и Трио Моцарта (Анне-Софи Муттер — скрипка, Пабло Феррандес — виолончель, Ламберт Оркис — фортепиано) – к «Искусству фуги» Баха в исполнении Даниила Трифонова. Первый концерт не состоялся из-за болезни дирижера, во втором изменилась программа и состав – однако ощущение перехода-преемственности эпох и размыкания границ сохранилось.

Фото предоставлено Московской филармонией

Вечером 30 января на увитую цветами сцену КЗЧ вышла интернациональная команда – легендарная немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер и стипендиаты ее Фонда разных лет: корейская скрипачка Е-Юн Чой, испанский виолончелист Пабло Феррандес, русский альтист Владимир Бабешко. В измененной программе – квартеты венских классиков: Струнный квартет № 2 ре мажор, K 155 Моцарта, Струнный квартет ми-бемоль мажор, соч. 20 № 1 Гайдна и Струнный квартет № 2 соль мажор, соч. 18 № 2 Бетховена. Хотя главной звездой вечера, безусловно, была блистательная Анне-Софи Муттер (виртуоз с 40-летним стажем, протеже Караяна и муза Гальяно, в репертуаре – широчайшая палитра музыки от Баха до Губайдулиной; в 2022 в ее исполнении прозвучит мировая премьеры Арии для скрипки с оркестром Томаса Адеса), квартеты прозвучали именно как беседы четырех равноправных участников.

«…тон беседы плавен и естествен; в нем нет ни тяжеловесности, ни фривольности; она отличается ученостью, но не педантична; весела, но не шумна; учтива, но не жеманна; галантна, но не пошла; шутлива, но не двусмысленна. <…> Говорят здесь обо всем, предоставляя всякому случай что-нибудь сказать. Из боязни наскучить важные вопросы никогда не углубляют – скажут о них как бы невзначай и обсудят мимоходом. Точность придает речи изящество; каждый выразит свое мнение и вкратце обоснует его; никто не оспаривает с жаром мнение другого, никто настойчиво не защищает свое» (Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза»).

Фото предоставлено Московской филармонией

Несмотря на экстренную замену программы, музыканты явили блестящую сыгранность, высокую культуру ансамблевого музицирования и изысканные голоса старинных инструментов работы Гваданини, Вийома и Страдивари. Муттер и Ко играют не академически, но и не аутентистски. Своим исполнением они скорее прочерчивают сквозные линии между барокко, классицизмом и романтизмом. Риторичность, сгущение-истончение фактуры, бесшовная невесомая кантилена (смычки будто вовсе не касались струн!) в медленных частях, оживленный тембровый разговор в быстрых, изящное выплетение голосов – здесь слышится некий переходный, неокончательный, незабронзовевший венский классицизм, классика, открытая прошлому и будущему.

Такая же открытость и непринужденность исходила от живой сценической манеры самих артистов, получавших искреннее удовольствие от общения друг с другом и публикой, играющих музыку и играющих с музыкой в одну увлекательную высокую Игру.

Фото предоставлены Московской филармонией

реклама

вам может быть интересно

Семнадцать взглядов на Амадея Классическая музыка