Без пафоса, но от всей души!

К 80-летию Тамары Синявской

Тамара Синявская. Автор фото — Дмитрий Рожков

Благотворительным фондом Елены Образцовой концерт, состоявшийся 17 октября под эгидой Департамента культуры города Москвы в Краснознаменном зале Центрального дома Российской армии, был организован без пафоса, но от всей души! Учредительницы Фонда давно уже нет с нами, но Тамара Синявская сегодня входит в его Попечительский совет. Коллеги по сцене Большого театра и друзья по жизни, обе певицы вписали ярчайшие страницы в летопись отечественной оперы. Елена Образцова сделала головокружительную международную карьеру, но и творчество Тамары Синявской также перешагнуло границы нашей страны, и сегодня можно уверенно сказать: эта артистка – феномен уникальный!

Звучание ее чувственного голоса, меццо-сопрано с удивительно красивым и глубоким контральтовым отливом, не спутать ни с чьим другим, и концерт в честь певицы сделал довольно оригинальную – и при этом далеко не тривиальную! – попытку напомнить об избранных моментах ее вдохновенного творчества. Выбор площадки непривычен, но ведь вплоть до революции 1917 года в этом монументальном здании классической архитектуры располагался Екатерининский институт благородных девиц, так что в аспекте благородной сути музыкального искусства со «статусностью места» всё оказалось в полном порядке.

Имя Тамары Синявской ассоциируется не только с «золотой эпохой» Большого театра, не только с оперой, но и с «золотой эпохой» советской эстрады, и организаторы решили сделать «ход конём», ангажировав на этот вечер не один из симфонических оркестров, а Академический оркестр русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова, с которым в свое время виновница торжества выступала много и часто. Место за дирижерским пультом занял Евгений Волчков (художественный руководитель и главный дирижер названного коллектива), и к музыкантам, естественно, присоединились певцы-солисты.

Концерт прошел, что называется, «на ура»: равнодушия среди публики и в помине не было, а выступление каждого солиста сопровождалось восторженными овациями. Далеко не ко всем из них мог бы присоединиться рецензент, но совершенно очевидно было одно: исполнительский уровень певцов, в целом, был высоким, и их участие в таком необычном и в то же время ответственном вечере никаких сомнений не вызывало. Явными фаворитами стали меццо-сопрано Юлия Меннибаева и баритон Дмитрий Чеблыков (первая – солистка «Новой Оперы», оба – приглашенные солисты Большого театра России).

Между тем, штатные солисты Большого театра – меццо-сопрано Ульяна Бирюкова и тенор Валерий Макаров – шли лишь во втором эшелоне, к которому примкнула и сопрано Элеонора Макарова – солистка Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. А участие в вечере контратенора Владимира Магомадова из-за искусственности природы сего типа голосов стало всего лишь любопытным бонусом…

Юбилейный концерт получил название «Ты моя мелодия», и это вовсе не случайно. В его программу вошли не только арии из опер, но также русские и неаполитанские песни наряду с песнями советских композиторов из концертного репертуара певицы и ее супруга Муслима Магомаева, ведь их звездный вокальный дуэт в эстрадном репертуаре стал одним из музыкальных символов советской эпохи. В программу вошли также инструментальные пьесы, но внимание уделим вокалистам, начав с того, что принять сердцем звонко и ловко озвученные Владимиром Магомадовым фрагменты – Третью песню Леля из «Снегурочки» Римского-Корсакова и арию Раджами из «Баядерки» Кальмана – было сложно, разве что лишь формально: была бесплотно-стальная спинтовость, но так не хватало чувственности!

Валерий Макаров всю силу своего вокально-артистического обаяния вложил в русскую народную песню «Ах ты, душечка», а бравурный шлягер «Под дугой колокольчик поет» Николаевского (русского композитора первой половины XX века) и неаполитанская песня «Parlami d’amore Mariù» Биксио впечатлили заведомо меньше. Последняя прозвучала на этот раз в раскладе на два голоса с Элеонорой Макаровой, а сольно певица спела арию Марфы из финального акта «Царской невесты» Римского-Корсакова и давно ставшую для нас культовой «Нежность» Пахмутовой. Но при неплохом, в целом, техническом арсенале сухость манеры исполнительницы смогла вызвать лишь сдержанный позитивный настрой.

В трех номерах не меньшую техническую оснащенность предъявила Ульяна Бирюкова. Это вторая песня Леля из музыки Чайковского к «Снегурочке Островского, неувядающая хабанера Кармен из одноименной оперы Бизе и песня «Чернобровый, черноокий» русского композитора XIX века Даниила Кашина. Довольно высокое звучание – едва ли это вообще меццо-сопрано – неизбежно обусловило малую вокальную выразительность, и в силу этого все три номера, особенно страстная хабанера с тонким французским вокальным шармом, глубокого следа в душе меломана не оставили. А жгучей темпераментной страстности – на сей раз итальянской – певице, однозначно, не хватило в «Испанском болеро» Кьяры…

Впрочем, в названном песенном хите, прозвучавшем дуэтом с Дмитрием Чеблыковым, на мужской вокальной половине всё было в полном порядке: были и страстность, и стиль, и изумительно благородная красота тембра, и великолепная фразировка! Но уже с первого исполненного певцом номера – с ариозо Мизгиря из «Снегурочки» Римского-Корсакова – стало ясно, что это весьма сноровистый мастер, подлинный художник с интеллектуально-многогранным творческим миром, с излучаемой им душевной теплотой, с располагающей к слушательскому доверию открытостью и мощным артистическим куражом.

С адекватностью звучащей палитры оркестра русских народных инструментов, когда речь идет об аккомпанементе во французском оперном репертуаре, можно и соглашаться, и нет. Однако Дмитрий Чеблыков с рафинированно изысканным постижением французского стиля куплеты Эскамильо из оперы Бизе «Кармен» спел настолько живописно и вкусно, что специфика аккомпанемента – а в высоком профессионализме «некрасовцев» рецензент нисколько не сомневается – сразу же отошла на второй план! Артистическая вселенная оперы, созданная исполнителем, заполнила весь зал, смогла проникнуть в такие потаенные глубины слушательского подсознания, путь в которые дано проложить далеко не каждому исполнителю. Дверь в ту же необъятную вселенную певец распахнул и в другом культовом хите Пахмутовой, скромное, но безгранично емкое название которого – «Мелодия».

И всё же подлинным бриллиантом в короне вечера-приношения грандиозному юбилею Тамары Синявской стало выступление Юлии Меннибаевой, и это уже вселенная звучания меццо-сопрано – не придуманная, не воображаемая, а реальная, масштабная, бесконечная! В этом в равной мере смогли убедить и сакрально прожитое певицей-актрисой ариозо Воина из кантаты Чайковского «Москва», и популярнейший романс Верстовского «Старый муж», и известная стилизация под русскую народную песню совсем неизвестной сегодня нам Александры Ларме (1809–1890) «Помню, я еще молодушкой была» на слова Евгения Гребёнки (1812–1848). Каждая из исполненных пьес, хотя ариозо Воина больше тяготеет к оперному стилю, стала подлинным театром вокальной психологической миниатюры.

Русская земля щедра на таланты, и творчество Юлии Меннибаевой подтверждает это в полной мере. Объемно-мощный, густой и при этом теплый, пластически мягкий и нежный вокальный посыл певицы завораживает. Ее обертонально-насыщенный бархатный тембр, ее невероятно наполненная «середина» и нижний регистр – большая редкость в нашей дни, когда истинных меццо-сопрано можно пересчитать по пальцам. Юлия Меннибаева – одна из них, и участие ее в обсуждаемом концерте красноречиво говорит о преемственности певческих поколений. Когда-то в копилку творческого опыта в академическом и эстрадном исполнительстве огромный вклад внесла Тамара Синявская, и вот сегодня плодами своего самобытного творчества щедро одаривает слушателей Юлия Меннибаева.

Финальным номером, для исполнения которого объединились все участники концерта, стала «Катюша» Блантера, всенародная любовь к которой непреходяща и в нынешнем XXI веке. Спрос на простую задушевную мелодику и живая тяга к своим корням востребованы в непростое для нашей страны время как никогда! Тамара Синявская – большой художник от музыки истинно русской ментальности, подлинный творец от оперы и, с позволения сказать, уникальная в своем роде академическая примадонна советской эстрады. Так что далеко не случайно финальным коллективным аккордом гала-вечера в честь выдающейся русской певицы стала русская песня, давно уже воспринимаемая едва ли не народной!

Автор фото — Дмитрий Рожков

Кадровое агентство по подбору домашнего персонала в Москве — https://helperagent.ru — поможет вам подобрать няню для ребенка, домработницу на выходные, персонального водителя, сиделку для пенсионера и другой персонал.

реклама