Творчество Карла Стамица – выходца из музыкальной династии – стало одним из самых ярких явлений Мангеймской школы, и ведущее место в его творческом наследии занимает инструментальный концерт. В этом жанре композитор создал шесть десятков произведений для различных инструментов. Выступая как альтист, Карл Стамиц и для этого инструмента написал несколько концертов, мы расскажем об одном из них – о Концерте для альта с оркестром ре мажор.
В этом произведении Карл Стамиц выступает продолжателем традиций отца – Яна Стамица, считающегося основоположником Мангеймской школы. Как и у всех композиторов-мангеймцев, в его партитуре тщательно выписаны мелизмы (трели, форшлаги), а также динамика – в том числе знаменитое крещендо, которым славился Мангеймский оркестр (ведь творческий путь Карла Стамица начинался в этом оркестре). Композитор обогатил тембровую оркестровую палитру, раскрыл в ней новые звуковые возможности. Этому способствовала четкая дифференциация оркестровых групп – струнных, деревянных духовых и медных духовых. Например, первые и вторые альты по значимости практически равны первым скрипкам. На протяжении большей части Концерта они не играют в унисон, а исполняют разные партии, в некоторых моментах вторые альты дублируют в октаву басовую партию, создавая величественное, «органное» звучание. Возможности виолончелей и контрабасов расширяются за счет применения приема скордатуры (временной перестройки отдельных струн).
Интересны тембровые соотношения солирующего альта и оркестра: в некоторых моментах солист дублирует партию первых альтов, а в тех эпизодах, где главную роль играет солирующий альт, композитор не использует духовые – таким образом, соотношение солиста и оркестра подчеркивается противопоставлением тембров струнных и духовых. Солирующий инструмент и оркестр сопоставляются только темброво, но и фактурно (мелодическое начало в сольной партии, гармоническое – в оркестре), а также в области штрихов: стаккато в сочетании с легато чаще встречается у солирующего альта, а пиццикато – в оркестре.
В первой части альтового Концерта Карла Стамица – Allegro – присутствует характерная для этого жанра двойная экспозиция (оркестровая и сольная), причем она является самым крупномасштабным построением в первой части. Ее относительная завершенность, самостоятельность сочетается с ясными функциями и четкими очертаниями тематизма. Основной импульс к развитию заложен в сопоставлении главной и побочной партий, которые противопоставляются не только тонально, но и образно. Главная партия воспринимается как своеобразный аналог вступления – благодаря фанфарным элементам, придающим ей торжественный характер, волевое начало подчеркивается упругой синкопой. Побочная партия совершенно иная – в ней возникает изящный, галантный образ. Проведение темы в различных голосах оркестровой фактуры образует фугированные сочетания мотивов. Сопоставление главной и побочной партий можно интерпретировать как сопоставление «мужского» и «женского» начал. Располагающаяся между ними связующая, построенная на танцевальных ритмоинтонациях, в образном плане близка к побочной партии.
В разработке четко выделяются два раздела – туттйиный и сольный. Особую динамичность придает развитию принцип диалогичности, действующий внутри тем на уровне мотивов. В оркестровой ткани сохраняются основные элементы тем экспозиции, которые «обмениваются» ритмоинтонациями. В репризе основная тональность – ре мажор – утверждается во всех тематических разделах. Темы предстают в обновленном виде – изменяется ритмический рисунок, ладогармонические последовательности.
Вторая часть – Andante moderato – звучит в одноименной тональности (ре миноре) и имеет лирически-созерцательный характер, обусловленный песенной природой тематизма. В сопоставлении tutti и solo раскрывается многообразие эмоциональных оттенков. Печальная первая тема сменяется второй, проникнутой светлой мечтательностью.
Часть третья – Rondo allegretto – имеет форму рондо. Рефрену присуща жанрово-танцевальная природа, он чередуется с тремя контрастными эпизодами. Первый из них – изящный и галантный – основан на опеваниях, мелодических фигурах «вздохов» и мелизмах, второй – минорный – играет роль лирико-драматического центра, третий основывается на виртуозных фигурациях. Контраст рефрена и эпизодов подчеркивается инструментовкой: в рефрене звучат и струнные, и духовые, и солирующий инструмент (tutti), причем кларнет в терцию дублирует тему, а выдержанные звуки валторн создают гармонический фон, в эпизодах же композитор использует минимальный оркестровый состав – первые и вторые альты, поддерживаемые басами.
Создавая Концерт для альта с оркестром ре мажор, Карл Стамиц опирался на личный исполнительский опыт. Это произведение и ныне исполняется альтистами.