Оперетта «Раскинулось море широко»

Дата премьеры
07.11.1942
Жанр
Страна
СССР

Героическая комедия Виктора Витлина, Льва Круца и Николая Минха в трёх действиях, пяти картинах.
Пьеса Вс. Вишневского, Ал. Крона и Вс. Азарова.

Первое представление состоялось 7 ноября 1942 года в Ленинграде.

Действующие лица:

полковой комиссар Самойлов, военком соединения; лейтенант Константин Кедров, командир катера СК-13 «Орленок»; Щекотихин, боцман катера, участник Октябрьского восстания 1917 года; Михаил Чекрыгин, машинист катера, ленинградский парень, бывший путиловец; Георгий Бронза, комендор (артиллерист) катера, одесский комсомолец; Елена, комсомолка с Выборгской стороны; Киса, девушка из разряда «безумных крошек»; техник-интендант второго ранга Евграф Лукич Чижов, комендант береговой базы, из запаса (в дружеском морском кругу — Эдди); Марья Астафьевна, из подсобного хозяйства береговой базы; Ардальон Васильевич, личность 50 лет, занимающаяся разными делами; старший лейтенант; два краснофлотца; капитан фон Дитмарштейн; оберлейтенант Курт Ризе; группенфюрер СС Адольф Гофман; вестовой эсэсовец; группа эсэсовцев, четыре женщины, маникюрша, гардеробщица, балтийские моряки, солдаты Ленинградского фронта, рабочие и работницы Ленинграда.

Действие происходит в 1942 году в блокированном Ленинграде и за линией фронта.

В сентябре 1942 года Политуправление Балтийского флота решило создать к XXV годовщине Великой Октябрьской революции злободневный спектакль о жизни блокадного Ленинграда. Единственным музыкальным театром в осажденном городе оставался Театр музыкальной комедии, и спектакль должен был стать героической музыкальной пьесой. Ответственное задание поручили писателям Вишневскому, Крону и Азарову и музыкантам Витлину, Круцу и Минху. Всю работу — и либретто и музыку — надо было сделать практически за месяц.

Творческая группа с жаром принялась за работу. Все шесть авторов являлись военнослужащими — моряками, но на время создания спектакля им разрешили работать на своих квартирах. На следующий же день после получения приказа авторский коллектив собрался у Вишневского. Драматург четко и ясно изложил план пьесы о балтийских моряках. Крон, перебивая рассказчика, развивал действие, предлагал новые сюжетные ходы. Музыканты, по очереди садясь за пианино, играли песни, еще не имеющие слов, и другие музыкальные заготовки к спектаклю. За несколько часов, проведенных в квартире Вишневского, отчетливо обозначились контуры спектакля. Были распределены и обязанности соавторов: Вишневский и Крон писали пьесу, Азаров — стихотворные тексты музыкальных номеров. Витлин, Круц и Минх разделили между собой на приблизительно равные части весь спектакль. Очень скоро к работе подключился и коллектив театра во главе с режиссером-постановщиком Н. Янетом и дирижером Н. Логиновым. Когда оперетта была уже закончена и в театре шли оркестровые репетиции, родилось название — «Раскинулось море широко».

В праздничные ноябрьские дни состоялась премьера. Ленинградцы приняли спектакль горячо, заинтересованно. Пьеса помогала бороться, поднимала дух, вливала новые силы в людей, переживавших второй год блокады.

По своему жанру «Раскинулось море широко» скорее не оперетта, а «романтико-приключенческая пьеса с музыкой» (определение М. Янковского). В ней не только соседствуют, но и взаимодействуют героическое и комедийное начала. Авторы, превосходно знавшие свой материал, сами служившие в Балтийском флоте, создали достоверную пьесу, подкупающую неповторимым колоритом. «Когда взвивается занавес и перед зрителями начинает расти оптимистический музыкальный рассказ, зрители видят на сцене знакомые лица, типические бытовые черты ленинградской жизни, артисты же в зале видят тех, кого они сейчас играют, и если бы они сошли со сцены и сели между зрителями, то вы не отличили бы их в зрительской массе» (Н. Тихонов. «Правда» от 30 ноября 1942 года).

Характер пьесы не предусматривал большой роли музыки. Ей отводилась функция иллюстрации, эпизодического сопровождения. Партитура ее состоит всего из пятнадцати музыкальных номеров: увертюры, песен и дуэтов в духе советской массовой и эстрадной музыки и пародийно использованных заимствованных опереточных отрывков. Несмотря на известные недостатки, связанные и со спешкой, и с тем, что над музыкой пришлось одновременно работать трем композиторам разных индивидуальностей, дарования и профессионального уровня, пьеса «Раскинулось море широко» имела огромное значение для опереточной сцены военных лет и с успехом перешла из Ленинграда в другие театры страны. Некоторые ее постановки осуществлены с другой музыкой. Так, в Московском камерном театре комедия шла с музыкой Г. Свиридова.

Первое действие

Утро на Балтике. Береговая база соединения. На пирсе готовятся к торжественной встрече возвращающихся после успешного боя кораблей: украшают арку флагами и зеленью, где-то поблизости репетирует духовой оркестр. Здесь же у пирса стоит маленький невзрачный катер, вооруженный одной мелкокалиберной пушкой. Это СК-13. Машинист катера Миша сочиняет стихи, Жора зубоскалит.

Появляется Чижов. Его куплеты «Кто делу общему полезен» рисуют самоуверенного и недалекого «сухопутного моряка», служаку-администратора. Чижов возмущен обшарпанным видом катера и велит отваливать от пирса, но Кедров ставит зарвавшегося коменданта на место.

Все готово к торжественной встрече. На пирсе оказываются Елена и Киса. Чижов, который видит красавицу Лену в первый раз, не обращая внимания на свою старую приятельницу Кису, галантно заговаривает с ней. Киса тут же устраивает сцену. Прерывает ее подход катеров. Ленинградцы с музыкой и цветами встречают моряков. Команда «Орленка» горько переживает, что их катер — связной и не ходит в боевые походы. Сурово и широко звучит песня Кедрова «Балтийское гордое море».

Военком дает Косте ответственное задание: он должен на своем «Орленке» доставить к вражескому берегу разведчика.

Молодые люди — Жора и Миша — флиртуют с Леной, боцман ухаживает за Марьей Астафьевной. Бойко звучит их веселый дуэт «Сплясать желаю». Веселье прерывает Кедров, который отзывает свою команду и приказывает готовиться к секретному ночному походу. Миша, вдохновленный романтикой предстоящего, сочиняет стихи. Увидев Кису, он принимается ухаживать за ней и читает только что сочиненные строки:

Сегодня в ночь идет любимый катер.
В далекий рейс к враждебным берегам...

Киса, громко восхищаясь стихами, просит подарить их на память и быстро уходит.

Второе действие

Первая картина. Парикмахерская в Ленинграде. Сюда к известному мастеру Ардальону Васильевичу приходит Киса. Пока она ожидает очереди, является и разыскивающий ее Чижов. Он влюблен, но не решается развестись с женой, а Киса непременно желает стать законной супругой. Их дуэт «Киса, прошу поверить мне сейчас» — пародийно опереточный, разудалый. Киса ловко отсылает Чижова и, оставшись наедине с парикмахером, передает ему сведения о ночном рейсе «Орленка». Она сама должна была этой ночью вплавь достичь немецкого берега для личного доклада капитану фон Дитмарштейну. Но теперь ее доклад нужно отложить. Возвратившийся за Кисой Чижов, увидев парикмахера, напряженно пытается вспомнить, почему его лицо так знакомо...

Вторая картина. Перед занавесом. Ночью «Орленок» доставляет в назначенное место разведчика — Елену. Она прощается с моряками и прыгает в волны: дальше нужно плыть. Тихо звучит старинная флотская песня «Раскинулось море широко».

Третья картина. Немецкая разведка в одном из прибрежных городков под Ленинградом. Фашисты ожидают особо доверенного агента из осажденного города. О нем почти ничего неизвестно. Эсэсовец докладывает о прибытии ожидаемого человека, входит Елена. Ее приглашают к столу. Провозглашая тост, девушка поет суровую, в маршевом ритме «Песню разведчицы». Фашисты проверяют ее: по их данным, разведчица должна быть старше, и притом брюнетка, а не блондинка, как Елена, но девушке удается отвести подозрения. Она передает свои донесения и ожидает инструкций. В разгар работы раздается стук в дверь. Из Ленинграда получена срочная радиограмма: к ним катером СК-13 переброшен советский агент! Елену допрашивают, но она в ответ лишь поет лирическую песню «Даль балтийская седая», в которую вплетаются мотив и слова песни «Раскинулось море широко». Врываются советские моряки — Кедров, Миша, Жора. Они нашли этот дом по звукам знакомой песни. Освободив Елену и прихватив в качестве трофея капитана фон Дитмарштейна, моряки убегают на катер.

Третье действие

База соединения утром. На пирсе напряженно ожидают прибытия «Орленка». У Марьи Астафьевны болит душа за боцмана. Военком сообщает, что катер прорывается с боем.

Чижов после эпизода в парикмахерской подал заявление о человеке, показавшемся ему подозрительным. Его сведения оказались весьма ценными — обезвреживается группа фашистских шпионов.

Прибывает «Орленок». Елена докладывает военкому о проведенной операции. Среди добытых ею документов — донесение о базе соединения, написанное женщиной. Кто она — неизвестно. Удалось узнать только, что она брюнетка... Чижов сосредоточенно рассматривает почерк: он знает всех на вверенной ему базе, но этот почерк ему незнаком. Пока он размышляет, кто из его служащих может быть агентом врага, входит Киса. Она посторонняя, не служит здесь и не могла видеть никаких документов, но Чижов решает проверить ее. Он намекает на возможность свадьбы и, когда обрадованная Киса заговаривает о подарках, предлагает написать все, что ей нужно. Киса составляет список... и Чижов узнает почерк. Он разоблачает шпионку. Кедров запевает финальную «Песню о Балтике», все подхватывают:

Вперед, моряк, вперед, врагам на горе,
Пусть грозно вскипает вода.
Наше море, родное море
Советским будет всегда!


Трех ленинградских музыкантов, людей одного поколения, объединила в годы Великой Отечественной войны общая судьба: они служили в Краснознаменном Балтийском флоте, были в осажденном Ленинграде.

Виктор Львович Витлин (1907—1974) — ленинградский композитор, работавший главным образом в области музыки для детей. Им создано свыше трехсот песен для дошкольников; балет «Наш цирк»; оперы «Сын полка», «Царевна-лягушка», «Палочка-выручалочка»; телеоперы «Чудесный зонтик», «Горошинка»; оперетта «Я хороший ученик»; мюзикл «Человек рассеянный с улицы Бассейной»; кантаты «Родная земля», «Именем Ленина», «Под красным знаменем»; оратория «Ваш подвиг не забыт»; инструментальные пьесы, песни, музыка к кинофильмам, спектаклям и радиопостановкам.

Лев Моисеевич Круц (1907—1950) — композитор и скрипач, в течение многих лет был ответственным секретарем Ленинградского Союза композиторов. В годы войны служил в Балтфлоте. Писал песни о моряках.

Николай Григорьевич Минх (1912—1982) — композитор, пианист и дирижер, в годы войны — командир строевого взвода, а затем дирижер оркестра и заведующий музыкальной частью Театра Балтфлота. Писал оперетты, пьесы для эстрадного оркестра, песни и пр.

В Ленинграде трудной блокадной осенью 1942 года они создали музыку к пьесе «Раскинулось море широко», произведение, которое осталось свидетельством несгибаемости, силы духа ленинградцев.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама