Шопен. Скерцо No. 2, си-бемоль минор

Scherzo No. 2 (b-moll), Op. 31

Композитор
Год создания
1837
Жанр
Страна
Польша

Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

Скерцо ор. 31, си-бемоль минор (сочинено и опубликовано в 1837 году) резко отличается своим характером от первого скерцо. В нем нет трагизма, и хотя его построение моментами весьма драматично, но развязка — радостная, праздничная, а не тоскливая или катастрофическая. Тем самым скерцо развивает новую линию творчества Шопена.

Второе скерцо — характерный образец самобытных форм Шопена. И тут, как и в первой балладе, нечто взято от формы сонатного аллегро (подобие экспозиции с двумя темами, подобие разработки), нечто заимствовано от рондо (повторность с некоторыми элементами вариантности) и простой широкой трехчастной формы (расчлененность скерцо на фрагменты, наличие вставного интермеццо). Схематически форму скерцо можно представить так: (А—В) — (А—В) — (С—D—Е) — (С—D—Е) — (разработка на материале Е, D, фрагмента А) — (А—В) — кода. Итак, разработке подвергаются преимущественно темы вставного интермеццо. К тому же, в репризе темы А и В по-прежнему тонально контрастны, а не едины. Все это очень сильно отличает форму второго скерцо от формы классического аллегро, но в то же время не дает права назвать ее именем какой-либо из других старых инструментальных форм.

Тональный план (центры: b—Des—А—cis... b— Des) указывает и на господство широко понятой тоничности (A-dur — альтерированная шестая ступень Des-dur) и на романтически просветленное окончание в тональности параллельного мажора.

Вступление скерцо (первая тема) — исключительно яркий, полный страстной романтики драматический контраст коротких фраз пианиссимо и мощных аккордов (В тактах 5-7 септаккорд из двух малых и одной большой терций (как и в начале первого скерцо).). Весь первый фрагмент скерцо построен на чрезвычайно действенных драматических эффектах оттенков, пауз и регистровых расстояний. С такта 65 начинается едва ли не замечательнейшее у Шопена окружение тональности — это как бы манящий романтический образ Des-dur (в ритме вальса-мазурки), то приближающийся, то удаляющийся и лишь в такте 117 вспыхивающий с удивительной силой и блеском (Такты 65-71 — отклонение в Ges-dur (= субдоминанте Des-dur); такты 72-79 — отклонение в As-dur (= доминанте Des-dur); такты 80-86 — первое назревание и исчезновение Des-dur; такты 87-90 — отклонение в es-moll (= субдоминанте Des-dur); такты 91-96 — второе назревание и исчезновение Des-dur; такты 97-106 — третье назревание Des-dur и отклонение в es-moll; такты 107-116 — окончательное назревание Des-dur на органном пункте доминанты. Как звонка и радостна достигнутая тоника в такте 117!). В данном периоде примечательно также широкое применение фольклорных ритмов и попевок. При повторении всей „экспозиции" Шопен вносит некоторые мелодические варианты.

Тема, которой начинается второй раздел („интермеццо") скерцо, весьма народна и органными пунктами, и мелосом, и плагальными оборотами. После мелодической квинтовой модуляции в cis-moll начинается новый раздел с чудесной полифонией подголосков. Он приводит к третьему разделу — быстрым журчаниям E-dur. Далее следует слегка варьированная реприза А-dur'ной и других тем.

Замечу попутно, что все „интермеццо" поразительно ярко и тонко „оркестровано". Органная хоральность вначале, пасторальные наигрыши (будто деревянных духовых) с cis и gis, разрешающиеся в стеклянную звучность пассажей delicatissimo, постепенный переход к „tutti" — все это содержит примеры колоритнейшего и подлинно образного, полного звуковой перспективы, „пространственности", использования фортепианных тембров. С такта 204 A-dur'ной части начинается разработка. Примечательны тут септимовые обыгрывания (с тактов 212-213), блестящую аналогию которых имеем в этюде ор. 25 № 11. Затем в модуляционном развитии разработки (g—с—as—Е и т. д.) мастерски драматизирована фигура подголосков cis-moll'ного периода второй части. Все это ведет к мощной кульминации и за ней к постепенному затуханию на доминанте. Приемы дробления темы здесь использованы, как и в ноктюрне g-moll ор. 15, для динамического сжатия масштабов.

В репризе первой части скерцо превосходен переход к Des-dur'ной коде (с новыми хроматическими окружениями Des-dur, с отклонением в А-dur — NB!) и великолепна сама кода. В ней изменяются начальные короткие фразки скерцо, становятся мощными, утверждающими. Резкие диссонансы столкновений (такты 32-27 от конца — чрезвычайно смелые аккордовые комплексы) прорезывают звуковую ткань. Восторг радостного порыва нарастает, пока не прозвенит виртуозным скачком заключительного такта.

Р. Шуман писал о „страстном характере" второго скерцо, которое можно было бы сравнить с поэмой Байрона, „настолько оно нежно, дерзко, настолько полно любви и презрения". По словам Н. Ф. Христиановича, второе скерцо стало известным под именем „революционного": „Это живая панорама: картины буйства, шума, слез, смеха, отчаяния с неимоверною быстротою сменяют одна другую. Невольно приходит в голову картина известного живописца Делакруа — июльская революция" (Ныне такая оценка звучит странно. Но она показательна как характеристика огромного эмоционального воздействия музыки Шопена.).

Ю. Кремлев

Композитор
Год создания
1837
Жанр
Страна
Польша

реклама

вам может быть интересно

Штраус. «Дон Кихот» Симфонические

Словарные статьи

Скерцо 12.01.2011 в 16:22

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама