Макс Регер. Органное творчество

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Макс Регер

Из всего творческого наследия Макса Регера – достаточно обширного – наибольшую известность приобрели сочинения для органа. Композитор создал для него около двух сотен произведений, и это можно рассматривать как «возрождение» инструмента, который после Иоганна Себастьяна Баха ни у одного композитора не занимал ведущего места (исключением можно считать лишь творчество Сезара Франка, в котором органная музыка играет значительную роль). Ориентиром для Регера всегда оставалось органное творчество глубоко чтимого им Иоганна Себастьяна Баха.

Характерные черты органного творчества Макса Регера очевидны уже в его ранних произведениях для органа, которые сам композитор рассматривал как ученические. В op. 7, созданном в 1892 г., содержащем Прелюдию и фугу до мажор, Фантазию на старинную секвенцию «Te Deum» и Фугу ре минор, влияние Баха проявилось очень ярко (впрочем, Регер здесь, по его признанию, к оригинальности и не стремился).

По прошествии трех лет композитор создает органную Сюиту № 1 ми минор, которую посвятил памяти Иоганна Себастьяна Баха. Это сочинение автор считал лучшим из того, что было написано им к тому времени, и именно его послал Иоганнесу Брамсу. Открывается сюита исполненной страсти Интродукцией и тройной фугой, в среднем разделе Adagio использованы темы двух хоралов, Интермеццо носит скерцозный характер, а четвертая часть представляет собой Пассакалью (это первая органная пассакалья, созданная Регером).

Следующим крупным органным сочинением стала Фантазия и фуга до минор. В этом произведении, которое композитор посвятил Рихарду Штраусу, можно усмотреть параллели с баховской Фантазией и фугой соль минор.

Еще в ученические годы Макс Регер восхищался хоральными прелюдиями Иоганна Себастьяна Баха, в которых находил сходство с творениями Рихарда Вагнера (такая параллель может показаться весьма неожиданной, но молодой музыкант усматривал сходство между сочинениями Баха и Вагнера в их грандиозности). Впоследствии – в 1899-1900 гг. – он создал несколько хоральных фантазий, которые сам определил как «симфонические поэмы для органа».

Появление темы в хоральных фантазиях Регера предваряется интродукцией, продолжительность которой варьируется от небольшого соло, исполняемого на педальной клавиатуре, до весьма развернутого самостоятельного раздела. Тема хорала проводится неоднократно. Как правило, кульминация приходится на заключительное проведение темы. В ряде случаев цельности формы способствуют связки между разделами, играющие роль лейтмотивов. Если фантазия завершается фугой, то тема фуги в конце объединяется с мелодией хорала. В некоторых произведениях в каждой строфе меняется темп и динамика, словно «иллюстрируя» текст хорала. Хотя Регер использует приемы построения формы, сформировавшиеся в эпоху Баха и до него, все же гомофония в его фантазиях преобладает над полифонией, хотя последняя тоже играет значительную роль – кульминация, как правило, отмечена полифонической фактурой.

К хоральным фантазиям хронологически примыкает другое органное произведение Макса Регера, в котором тоже выразилось его глубокое почтение к Иоганну Себастьяну Баху – Фантазия и фуга на тему BACH. Подобное сочинение есть и у Ференца Листа, но у него тема BACH выступает в роли рефрена, у Регера же она пронизывает собой всю музыкальную ткань произведения, и лишь в одном из тактов она не появляется. Пролог и Эпилог, обрамляющие произведение, отличаются напряженностью гармонии и виртуозностью. Центральный раздел посвящается полифонической разработке темы в виде двойной фуги, характеризующейся непрерывным динамическим нарастанием. С исполнительской точки зрения это очень сложное произведение – Йозеф Райнбергер, которому Регер посвятил Фантазию и фугу, сказал: «Я не верил, что ваше сочинение могут сыграть человеческие пальцы!»

Симфоническая фантазия и фуга, созданная в 1901 г., поражает масштабностью композиции (с этим и связано определение «симфоническая»). Первоначально композитор рассматривал сочинение как программное, в конечном итоге он от этой мысли отказался, но набросок программы сохранился. Благодаря этому известно, что Регер связывал образное содержание произведения с первой частью «Божественной комедии» Данте Алигьери – «Адом», в свете чего становятся понятными диссонирующие созвучия. Форма фантазии наделена чертами сонатности (две темы, разработка, реприза). Фуга состоит из четырех разделов: первый и второй представляют собой экспозиции, третий – связующий раздел, четвертый – общая реприза.

Для церемонии освящения органа в Бреслау (ныне Вроцлав) Макс Регер создал монументальное сочинение – Интродукцию, пассакалью и фугу. Перед композитором была поставлена цель в полной мере раскрыть возможности этого грандиозного инструмента с двумя сотнями регистров и пятью мануалами, и Регеру это удалось.

Типичный пример творчества Регера позднего периода – Фантазия и фуга op. 135b. Ясность фактуры сочетается в этом произведении с эмоциональной сдержанностью и сумрачным настроением.

Сонаты для органа

реклама

Словарные статьи

Орган 12.01.2011 в 12:33

рекомендуем

смотрите также

Реклама