Орган

Категории словаря
Орган

Орган (лат. Organum, от греч. organon — орудие, инструмент; итал. organo, англ. organ, франц. orgue, нем. Orgel) — клавишно-духовой музыкальный инструмент сложного устройства. Типы О. многообразны: от переносных, небольших (см. Портатив, Позитив) до гигантских инструментов, имеющих св. 30 тыс. труб. Осн. части О.: трубы; воздухонагнетательный механизм — мехи и деревянные воздухопроводы; аппарат управления — кафедра (Spieltisch), где размещается органист и где находятся клавиатуры для рук — мануалы (от лат. manus — рука) и клавиатура для ног — педаль (от лат. pes, pedis — нога). Справа и слева от органиста расположены регистровые рукоятки, кнопки, рычаги и др. вспомогат. приспособления; от клавиатур к трубам протягивается система передачи — трактура, обеспечивающая доступ воздушной струи от воздухонагнетат. системы к звуковоспроизводящим устройствам. Трубы, воздухопроводы, Spieltisch и трактура заключены внутри деревянного корпуса, внешняя архитектурная отделка к-рого отвечает стилю соответств. эпохи. На «проспекте» (фасаде) О. обычно помещают один ряд труб цилиндрич. формы (часть этих труб может быть не игровой, декоративной). В больших О. новейших систем Spieltisch часто передвижной и отделён от корпуса инструмента; вентилятор и электромотор, нагнетающие воздух в мехи, большей частью расположены также отдельно, вне корпуса О.

Трубы О. по материалу разделяются на металлич. и деревянные, а по способу звукообразования — на лабиальные (от лат. labium — губа) и язычковые. Лабиальные (их большинство) имеют «ножку», через нижний конец к-рой проникает воздушная струя, и «ротик» — разрез в нижней части трубы с двумя резко очерченными верхней и нижней «губами». Острое ребро в стенке внутри трубы на уровне «ротика» оставляет лишь узкую щель для выхода воздушной струи, ударяющей сначала о нижнюю, затем о верхнюю «губы» и создающей вихревые движения воздуха определ. силы. Действуя как возбудитель, они заставляют вибрировать воздушный столб, заключённый в корпусе трубы, вследствие чего возникает звук. Лабиальные трубы различны по конструкции: они бывают открытые, закрытые, широкие или узкие, цилиндрич., конич. или квадратной формы, от чего зависит их тембровая характеристика. В язычковых трубах возбудителем звука является вибрирующий под напором воздушной струи металлич. язычок, а верхняя (съёмная) часть трубы (раструб) служит резонатором, усиливающим звучание.

Группа труб одного тембра, охватывающая весь звуковысотный диапазон О. или его часть, наз. регистром (голосом). Все трубы, образующие данный регистр, изготавливаются из одинакового материала, имеют одинаковую форму и мензуру (ширину труб). Если регистр имеет столько же труб, сколько на клавиатуре клавиш, то при его включении нажим любой клавиши вызовет звучание соответствующей трубы; нек-рые регистры охватывают только определ. отрезок клавиатуры. Закрытые (сверху) лабиальные трубы звучат октавой ниже открытых. Длина труб от неск. мм до 10–11 м, она измеряется в футах. Трубы регистра, в к-ром самая высокая имеет длину 8 футов, звучат соответственно нотной записи; 4- и 2-футовые — 1 и 2 октавами выше, 16- и 32-футовые — 1 и 2 октавами ниже. На мануалах принято за основу брать 8-футовые регистры, в педали — 16-футовые. Трубы в О. занимают вертикальное положение; однако встречаются и О., в к-рых часть труб расположена горизонтально и раструбом направлена к слушателям (чаще всего в О. Испании; так располагаются и язычковые трубы регистров Spanische Trompetten, Chamade в О. др. стран). Регистры по ряду объединяющих признаков группируются в семейства — принципалы, флейты, гамбы, аликвоты, микстуры и т. д., по своему значению и роли делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся все 32-, 16-, 8-, 4-, 2-, 1-футовые, к вспомогательным (или обертоновым) — семейства аликвотов и микстур. Семейство принципалов — «фундамент» всего органного звучания. Аликвоты (от лат. aliquot — несколько, немного) — регистры, трубы к-рых воспроизводят к.-л. один порядковый обертон к данному осн. звуку, обогащая тем самым его относительно бедное естественными обертонами звучание. Микстуры (от лат. mixtura — смешение, сочетание), или «регистры призвуков», устроены так, что при нажатии клавиши вместо одного осн. звука дают аккорд, состоящий из неск. обертонов к данному звуку. В больших микстурах этот аккорд может состоять из 7 обертонов. Вспомогательные регистры применяются только в сочетании с к.-л. одним или неск. из основных, создавая особый индивидуально окрашенный тембр, обогащая и «высветляя» общее звучание. Каждая труба осн. регистров О. издаёт лишь один звук неизменной высоты, тембра и силы. В поисках новых средств выразительности органостроители изобрели механизм, создающий иллюзию усиления и ослабления звучания: трубы нек-рых регистров, находясь внутри закрытой с 4 сторон большой деревянной камеры, звучали как бы издалека; когда органист, нажимая ногой определ. рычаг, заставлял приоткрываться створки передней стенки камеры, создавалось впечатление усиления звучания (crescendo), возвращая створки в первоначальное положение, органист «делал» diminuendo. Появившись в Англии в 1670, этот механизм (наз. жалюзи-швеллер; нем. Schweller, франц. boоte d’expression) распространился с 1712. Лучшее техническое воплощение подобная идея получила во французских О. 19 в. (например, О. Большого зала Моск. консерватории). В 19 в. был изобретён механизм Walze (Rollschweller), включение к-рого (для этого органист вращал ногой особый вал) заставляло звучать в определ. последовательности все регистры О., группу за группой, до полного tutti; вращение вала в др. сторону столь же постепенно выключало эти группы регистров (но уже в обратном порядке) и создавало большое diminuendo. Звучание нек-рых регистров О. напоминает о старинных, давно исчезнувших из муз. практики инструментах. Органные мастера, на протяжении столетий создавая новые регистры, стремились запечатлеть звучание многих совр. им инструментов. Таковы регистры семейства флейт, виолы да гамба, дульциана, цинка, серпента, горна, шалмея, корнета, бомбарды; с 19 в.- гобоя, виолончели, контрабаса и др. По красоте и богатству тембров, разнообразию динамич. шкалы (от легчайшего, нежного pianissimo до могучего, громоподобного fortissimo) О. не имеет себе равных среди муз. инструментов.

Звучание труб О. вызывается поступающей в них из складных мехов под строго определ. давлением воздушной струёй. До сер. 19 в. воздух нагнетался в мехи насосами вручную. В совр. О. для этой цели используется энергия электромотора. Через деревянные воздухопроводы воздух из мехов поступает во внутр. пространства О. и попадает в виндлады — распределительно-разделит. систему деревянных ящиков с отверстиями в верхней крышке. В этих отверстиях укреплены своими «ножками» органные трубы. В виндладах воздух, находясь под определ. давлением, «ожидает» необходимого действия органиста, чтобы проникнуть в ту или иную трубу. О. управляет один исполнитель с помощью всевозможных средств, начиная с клавиатур и кончая «запоминающим» устройством — т. н. Зетцер-комбинациями (имеются, напр., в чешском О. Конц. зала им. Чайковского в Москве); благодаря этому устройству можно заранее подобрать определ. сочетание регистров и в нужный момент, нажав кнопку, заставить их звучать.

В О. бывает от 1 до 7 мануалов (О. собора в г. Атлантик-Сити, США), расположенных террасообразно, уступами, друг над другом; число клавиш на них до 60–62 (5 октав, от С до с4). Педальная клавиатура обычно одна, имеет 32 клавиши (22/3 октавы, от С до g1) для игры носком и каблуком.

Диапазон клавиатуры мануала.

Благодаря октавным удвоениям диапазон О. можно расширить на 2 октавы вниз от самого низкого звука и на 2 октавы вверх от самого высокого. Каждому мануалу и педальной клавиатуре приданы определ. группы регистров. Самые мощные и яркие регистры звучат при игре на гл. мануале (нем. Hauptwerk; франц. Grand orgue), менее сильные — на вышележащем мануале (Oberwerk; Positiv). Число регистров и величина О. взаимосвязаны. Небольшой О. имеет до 10, а гигантский до неск. сот регистров. Когда органист включает регистр, открывается доступ воздуха ко всем трубам этого регистра. Нажатие клавиши на клавиатуре, к-рой этот регистр подключён, заставляет прозвучать одну из составляющих его труб (у микстур группу труб, дающих созвучие искусственных обертоновых призвуков). Органист может соединять между собой в любых комбинациях регистры разных мануалов и педальной клавиатуры.

Диапазон клавиатуры педали.

Включение механизма копуляции (изобретён во Франции в 14 в.) вызывает звучание регистров верхнего мануала при игре на педальной клавиатуре или объединяет звучность всех мануалов и т. д.

В О. бывает 3 осн. типа трактур: механическая, пневматическая и электрическая. Механическая (распространённая до сер. 19 в. и вновь возрождённая в нач. 20 в.) передаёт энергию движения пальца от клавиши к клапану, открывающему доступ воздуху в трубу, посредством большого количества тяжей, деревянных угольников, блоков и др.; Spieltisch встроен в корпус О. и неподвижен; передача осуществляется без запаздывания звука. Действие пневматич. трактуры (изобретена в 19 в.) основано на том, что воздух передаёт по трубочкам (кондуктам) «воздушный» толчок околотрубному клапану, открывая его. Вскоре, однако, от этого вида трактуры отказались, так как при ней трубы отвечали с заметным и неустранимым опозданием. В О. с электрич. трактурой «приказы» органиста передаются от клавиш к трубам с помощью разветвлённой системы электропроводов. Звук возникает фактически одновременно с нажатием клавиши. Spieltisch — передвижной, может быть установлен в любом месте эстрады (связан с О. электрич. кабелем). Однако клавиши в О. с этой трактурой опускаются слишком легко, у исполнителя нет «живого» контакта с звучащими трубами. В современном органостроении наиболее удачным вариантом является сочетание (при неподвижном встроенном Spieltisch) механической трактуры (для игры на клавиатурах) и электрической (для включения регистров).

Игра на О. сложна. В её процессе участвуют одноврем. руки и ноги исполнителя; он должен добиться абсолютной независимости одной руки от другой и от ведения педального голоса ногами (б. ч. это партия басового голоса). От степени силы удара или нажима пальцев органный звук измениться не может. Поэтому важнейшими средствами выразительности в орг. исполнительстве являются тонко разработанные артикуляционные и агогич. приёмы (см. Артикуляция, Агогика). Композиторы обычно не указывают в нотах точную регистровку, т. к. каждый О. обладает своим ансамблем регистров (диспозицией голосов). Органист, готовя произв. к исполнению, сам подбирает сочетания регистров, образующие разл. тембровые комбинации. Весь регистровый план фиксируется им в нотах на репетициях за тем конкретным органом, на к-ром предстоит выступление; ассистент (иногда два) осуществляет во время игры все указанные органистом смены регистров, включения и выключения разл. вспомогат. устройств.

Для записи орг. произв. начиная с 17 в. используют 3 нотных стана, выделяя нижнюю строку для партии, исполняемой ногами на педальной клавиатуре.

Исторический очерк

Предшественниками О. являются волынка, др.-кит. шэн, европ. флейта Пана. В 3 в. до н. э. появился гидравлос (водяной О.). В 4 в. н. э. в Византии уже был известен позитив — пневматич. О. Римляне и византийцы применяли О. только в светской обстановке — на ипподромах, в цирках, театрах, во время дворцовых приёмов. В 660 папа римский Виталиан ввёл О. в католич. церковь. В 980 в соборе Уинчестера (Англия) появился О. из 400 труб, разделённых на 2 мануала. Группировка труб по регистрам относится к 12 в. Изобретение педальной (ножной) клавиатуры приписывается брабантцу Л. ван Вальбеке (ум. в 1318). В 13–14 вв. размер клавиш на мануалах был очень велик (дл. 30–33 см, ширина 8–9 см); по ним приходилось бить кулаками или локтями (отсюда нем. Orgel schlagen, др.-рус — «органы бити»). Совр. вид О. приобрёл примерно с 16 в. Введение в 17 в. темперированного строя позволило унифицировать настройку регистров О. В период расцвета орг. иск-ва на Западе (1550–1750) определились гл. европ. нац. органные школы.

В Италии в 14 в. для О. писали венецианец Ф. да Пезаро, флорентийцы Д. да Качча и Ф. Ландино. В 15 в. органист Флорентийского собора А. Скуарчалупи составил антологию итал. соч. 14 — нач. 15 вв. («Кодекс Скуарчалупи»). Ко 2-й пол. 16 в. относится расцвет венецианской школы, связанный с именами органистов Венецианского собора А. и Д. Габриелли и К. Меруло. Из органных соч. ранее всего были изданы произв. Маркантонио ди Болонья («Ричеркары, мотеты, канцоны», Венеция, 1523) и его сына Дж. Каваццони. В 17 в. крупнейшим исполнителем и автором органных соч. был органист собора св. Петра в Риме Дж. Фрескобальди. Для итал. органостроения характерно тяготение к мягко звучащим регистрам лабиальной группы. Возникновение органной школы во Франции связано с творчеством органиста Руанского собора Ж. Титлуза (кон. 16 в.). Произв. франц. мастеров 18 в. — Ф. Куперена, Ж. Ф. Дандриё, К. Дакена, Л. Клерамбо — входят в репертуар совр. исполнителей. Франц. органостроители особое внимание уделяют язычковым регистрам, к-рые главенствуют в диспозиции их О. Ярким представителем орг. иск-ва в Испании в 16 в. был А. де Кабесон. Его художеств. направление в 17 в. продолжил И. Кабанильес; ричеркарам, фантазиям и тиенто, к-рые культивировал Кабесон, он придал полифонич. изощрённость и колористич. своеобразие. Испан. стиль органостроения (после того как X. Гайтан построил в 16 в. О. в соборе Толедо) характеризуют напряжённо звучащие язычковые регистры. В Англии в 1335 была создана самая ранняя в Европе орг. табулатура. В кон. 16 — нач. 17 вв. Т. Таллис, У. Бёрд, Дж. Булл создали обширное собрание пьес, к-рые можно было исполнять на любом клавишном инструменте, в т. ч. и на О. В Англии в это время О. ещё, как правило, не имели педальной клавиатуры. Однако произв. Г. Пёрселла предназначались уже для 2-мануального О. с педалью. Г. Ф. Гендель писал органные соч. для небольших О. Первые значительные органисты в Нидерландах появились в кон. 15 в. Глава нидерландской органной школы нач. 17 в. Я. П. Свелинк (ученик Дж. Царлино) в соч. для О. соединял достижения итальянцев в области полифонии и вариационную технику англ. вёрджинелистов. Среди учеников Свелинка — мн. нем. органисты сев.-герм. школы. В Германии в 15 в. был известен слепой органист-импровизатор К. Пауман, написавший в 1452–55 первую школу игры на О. («Fundamentum organisandi»). Начатая им разработка педальной (ножной) техники органиста была продолжена гейдельбержцем А. Шликом; в этот период в др. странах Европы ещё господствовал мануальный стиль изложения. В нач. 16 в. соборный органист Зальцбурга П. Хофхаймер учредил в городе орг. школу, из к-рой вышли мн. нем. и иностр. мастера. В 17 в. выделились органисты-композиторы С. Шейдт, И. Я. Фробергер, И. А. Рейнкен, В. Любек, И. Пахельбель. К 1-й пол. 18 в. относится творчество И. С. Баха, получившее мировое признание. В 16–17 вв. произв. создавались в расчёте на исполнение как на органе, так и на струнных клавишных инструментах (термин «клавир» использовался в собирательном смысле и под «клавирной» музыкой понималась вся музыка для клавишных инструментов). Разграничение этих двух областей творчества и исполнительства происходило крайне медленно, вплоть до кон. 18 в. Венские классики В. А. Моцарт, Й. Гайдн, Л. Бетховен широко использовали О. в своих ораториальных произв., оставили соч. для механич. «часов-органов». Произв. для О. писали Р. Шуман, Й. Брамс. Выдающимися органистами-композиторами в 19 — нач. 20 вв. были Ф. Мендельсон (сонаты, прелюдии и фуги), Ф. Лист (фантазии и фуги, др. пьесы), М. Регер (фантазии, сонаты и др. пьесы). Большой вклад в лит-ру для О. внесли композиторы франц. школы С. Франк, К. Сен-Санс, А. Гильман, Ш. Видор, Л. Вьерн, Л. Боэльман, М. Дюпре, Ж. Ален. Значит. произв. для О. создали П. Хиндемит, О. Мессиан, Б. Бриттен, А. Онеггер, П. Эбен. Среди крупнейших совр. заруб. исполнителей- органистов: X. Кестнер, И. Э. Келер, В. Шетелих (ГДР); X. Вальха, К. Рихтер, Ж. Шнейдер (ФРГ); О. Мессиан, М. К. Ален, П. Кошро, Ж. Гийу (Франция); Дж. Далтон, Н. Росторн, П. Херфорд (Великобритания); Ф. Петерс, Г. Фершраген (Бельгия); Й. Рейнбергер, Ф. Клинда, М. Шлехта (Чехословакия); Ш. Печи, Ф. Гергей, Г. Лехотка (Венгрия); Ф. Ранчковский, Я. Яргонь, И. Грубих (Польша); П. Бигс, Д. Пизарро (США); М. Юссила (Финляндия); Р. Энгсё, Г. Веман (Швеция). Орг. концерты за рубежом устраиваются, как правило, в помещениях церквей, где находятся лучшие О. Известные органостроители в Германии: в 17–18 вв. — Г. и Э. Компениусы, Г. Фрицше, А. Шнитгер (построил по заказу Петра I два О. для России), семья Каспарини (особенно Эуген Каспарини; в Литве имеются два О. его работы), семья Зильберманов (особенно Готфрид Зильберман, из сохранившихся О. лучший в соборе г. Фрейберг, ГДР), ученик Г. Зильбермана З. Хильдебрандт (его О.- в соборе г. Наумбург, ГДР, согласно записи, приёмку О. производил И. С. Бах); в 19 в.- Ф. Ладегаст (его О. в 1885–1959 находился в Малом зале Моск. консерватории; в Латвии в г. Валмиере имеется др. орган Ладегаста). Новый тип «романтического» О. создал во Франции в 19 в. А. Кавайе-Коль (единственный в СССР О. его работы стоит в Большом зале Моск. консерватории). Известные органостроительные фирмы: в ГДР — нар. предприятия «A. Schuke» (существует с 1820), «W. Sauer» (с 1857); в Чехословакии — нар. предприятие «Rieger-Kloss» (с 1873); в Нидерландах — «D. А. Flentrop»; во Франции — «Michel, Merklin et Kuhn», «Gonzalez»; в ФРГ — «E. F. Walcker» (с 1820); в Великобритании — «Harrison and Harrison», «Henry Willis and sons».

В России О. всегда применялся для светского музицирования. В Киевской Руси (11 в.) О. были известны благодаря тесным связям с Византией. Изображение О. встречается на фресках Софийского собора в Киеве (Ив.), а также на новгородских и моск. книжных миниатюрах 16 в. С кон. 15 в. в Москве жил и работал итал. органист И. Сальватор. В 17 в. при царском дворе «органными потехами» ведали рус. мастера Т. Михайлов, М. Степанов, Б. Овсонов. Приглашались органисты из Польши (Е. Проскуровский, Ф. Завальский), Нидерландов (бр. М. и Я. Лун) и др. стран. Польский мастер С. Гутовский со своими учениками изготавливал О., к-рые устанавливались в Моск. Кремле, домах бояр, посылались в качестве подарков за границу. В 70-х гг. 17 в. О. входил в состав придв. Театр. оркестра в Москве. Лить в 90-х гг. 17 в. в Нем. слободе Москвы появились О. в иноверческих церквах. В 18 в. в Славяно-греко-лат. академии, Моск. и Петерб. воспитат. домах обучали игре на О. Во 2-й пол. 18 в. Г. А. Потёмкин установил большие О. в своих дворцах в Петербурге и его окрестностях. В кон. 18 — нач. 19 вв. в Москве орг. концерты (в зале Б. М. Салтыкова) давал И. В. Гесслер. В этот период среди чиновничества и зажиточных горожан распространение получает домашнее орг. музицирование. В 1-й пол. 19 в. значит. внимание О. и орг. музыке уделял М. И. Глинка (его импровизации на О. высоко оценил Ф. Лист; в своих «Записках» и письмах Глинка оставил много отзывов об игре разл. органистов; осуществлённые В. Ф. Одоевским переложения ряда соч. Глинки для органа пользовались популярностью в близких к нему кругах); О. имелись в домах В. Ф. Одоевского, В. П. Энгельгардта, А. Н. Серова, К. П. Брюллова, К. А. Булгакова. Орг. концерты в обеих столицах (и мн. др. городах страны) проходили в помещениях иноверческих церквей. Установка О. в Малом зале Петерб. консерватории (1896, фирма «Е. F. Walcker») и Большом зале Моск. консерватории (1901, фирма «A. Cavaillй-Coll») положила начало систематич. орг. конц. музицированию вне церк. помещений. С открытием Петерб. и Моск. консерваторий (60-е гг. 19 в.) началась подготовка органистов. Деятельность профессоров Г. Штиля, Л. Ф. Гомилиуса, Ж. Гандшина (Петерб. консерватория), Л. И. Бетинга, Т. X. Бубека, Б. Л. Сабанеева (Моск. консерватория) заложила основы рус. проф. орг. школы.

После Великой Окт. социалистич. революции начался новый период развития орг. культуры в стране. Во главе моск. школы стал А. Ф. Гедике, ленинградской — И. А. Браудо, воспитавшие выдающихся мастеров. Среди них: М. Л. Старокадомский, Н. Я. Выгодский, И. Д. Вейс, В. К. Мержанов, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг, Л. И. Ройзман (ученики Гедике), В. Н. Бакеева, А. Н. Котляревский, Н. И. Оксентян, А. И. Браудо, Л. С. Дайч, В. Г. Стамболцян (ученики Браудо). Орг. классы были открыты и в др. консерваториях Сов. Союза. Известные органисты: Н. К. Ванадзинь, П. С. Сиполниекс, X. Л. Лепнурм, Р. А. Уусвяли, Л. Д. Дигрис, Б. А. Василяускас, H. H. Гуреева, О. Г. Янченко, Б. А. Романов, В. И. Тебенихин, Э. Д. Мгалоблишвили, Г. И. Козлова, А. С. Семёнов, Л. Б. Шишханова и др. Произв. для О. (соло) принадлежат С. И. Танееву, А. К. Глазунову, С. М. Ляпунову, А. Ф. Гедике, М. Л. Старокадомскому, X. С. Кушнарёву, М. А. Юдину, Д. Д. Шостаковичу, А. Й. Каппу, А. Я. Калниню, E. Г. Мединю, X. Л. Лепнурму, Э. А. Арро, С. А. Вайнюнасу, Ю. А. Юзелюнасу, Г. А. Мушелю, А. В. Шаверзашвили, М. О. Зариню, Ю. Н. Тюлину, Б. И. Тшценко и др. Вышло 3 тома антологии «Советская органная музыка» (1965, сост. и редактор И. А. Браудо; 1970, 1974, сост. и редактор Л. И. Ройзман). С 1958 в СССР ведётся планомерная работа по установке новых и реконструкции старых О. Построено и реконструировано (фирмами ГДР и ЧССР) св. 40 больших О. для конц. залов Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Риги, Вильнюса, Таллина, Баку, Еревана, Тбилиси, Алма-Аты, Одессы, Львова, Новосибирска, Горького, Донецка, Клайпеды, Ярославля, Свердловска, Казани, Ужгорода, Астрахани и др. городов.

Литература: Стасов В. В., Два слова об органе в России, «Санкт-Петербургские ведомости», 1856, 27 июля (то же в его кн.: Статьи о музыке, вып. 1, М., 1974); его же, Немецкие органы у русских любителей, «Исторический вестник», 1890, т. 42, с. 514–18; Сабанеев В., Орган Большого зала Московской консерватории, «Музыка», 1911, No 21, 22; Гандшин Ж., Из истории органа в России, «Музыкальный современник», 1916, кн. 4; его же, Русская музыка для органа, «Мелос», 1918, кн. 2; Глебов И. (Асафьев Б. В.), О полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности, Л., 1926; Браудо И., Возрождение органа, «Современный инструментализм», Л., 1927; его же, Об органной и клавирной музыке, Л., 1976; Ройзман Л., М. И. Глинка и органная культура России в первой половине XIX столетия, в кн.: Памяти Глинки. 1857–1957. Исследования и материалы, М., 1958; его же, Из истории органной культуры в России (вторая половина XVII в.), в кн.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; его же, Из истории органного искусства в России во второй половине XVIII столетия, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Третий сб. ст., М., 1962; его же, Советская органная культура и её своеобразие, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969; его же, О фортепианных транскрипциях органных сочинений старых мастеров, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 3, М., 1973; Высоцкий С. A., Тоцкая И. Ф., Новое о фреске «Скоморохи» в Софии Киевской, в кн.: Культура и искусство Древней Руси. Сб. ст., Л., 1967; Schlick A. Spiegel der Orgelmacher und Organisten (Speyer, 1511), Mainz, 1959; Praetorius M., Syntagma musicum, Bd 2 — De Organographia, Wolfenbuttel, 1619, Kassel-Basel-L. -N.Y., 1958; Turk D. G., Von den wichtigsten Pflichten eines Organisten, Halle 1787; Tцpfer J. G., Lehrbuch der Orgelbaukunst…, v. 1–4, Weimar, 1855, 1888, то же Mainz, 1955–60; Hopkins E. J., The organ, its history and construction, L.-N.Y., 1855, 1877, Hilversum, 1965; Rimbault E. P., The early English organ builders and their works. L., (1864); Cavaille-Coll A., De l’orgue et de son architecture, P., 1872; Hill A. G., The organ-cases and organs of the middle ages and renaissance, v. 1–2, L., 1883–91, Hilversum, (1966); Pirro A., L’orgue de J. S. Bach, P., 1895; Schweitzer A., Deutsche und franzцsische Orgelbaukunst und Orgelkunst, Lpz., 1906, Wiesbaden, 1962; Farmer H. G., The organ of the ancients, L., 1931: Klotz H., Uber die Orgelkunst der Gotik, der Renaissance und des Barock, Kassel, 1934; Frotscher G., Geschichte des Orgelspiels und der Orgelkomposition, v. 1–2, В., 1935–36, 1966; Nemec v. , Prazske varhany, (Praha, 1944); QuoikaH., Die altцsterreichischen Orgel der spдten Gotik, der Renaissance und des Barock, Kassel und Basel, (1953); Handschin J., La naissance d’une musique russe d’orgue, vers 1914, в кн.: Mйlanges d’histoire et d’esthetique musicales. Offerts a Paul-Marie Masson, t. 2. P., (1955); Williams P., The European organ 1450–1850, t., (1966); Sсhuke H.- J., Orgelbauer aus der DDR in der Sowjetunion, «Musik und Gesellschaft», 1960, H. 8; Moser H. J. Orgelromantik, Ludwigsburg, 1961; Munger F., Schweizer Orgeln von der Gotik bis zur Gegenwart, Bern, (1961); Barnes W., The contemporary American organ, Glen Rock, L., 1964; Reeters F., The organ in the Soviet Union, «The Diapason», 1965, January, No 662; Dufourcq N., Le livre de l’orgue franзais 1589–1789, t. 2 P., 1969; Jakob F., Die Orgel. Orgelbau und Orgelspiel von der Antike bis zur Gegenwart, Bern-Stuttg., 1969; Golos J., Polskie organy i muzyka organowa, Warsz., 1972.

Л. И. Ройзман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Тоника Теория музыки
Pas de chat, па де ша Балет и танец

Публикации

Коллективы

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Юбиляция Церковная музыка
Кант Музыкальные жанры и формы
Тюник, тюника Балет и танец
Туркменский балет Балет и танец
Мандола Музыкальные инструменты
Алма-Ата музыкальная Национальные культуры
Pas marche, па марше Балет и танец
Имитация Теория музыки

Реклама