Хроматическая система, двенадцатиступенная система, расширенная тональность, — система тональной гармонии, допускающая в пределах данной тональности аккорд любой структуры на каждой из двенадцати ступеней хроматической гаммы.
Специфическими для хроматической системы являются ступени, не входящие ни в диатоническую, ни в мажоро-минорную системы (см. Диатоника, Мажоро-минор) и не являющиеся в них гармониями субсистем (отклонений); в примере помечены чёрными нотами:
Образец применения гармонии из хроматической системы:
С. С. Прокофьев. «Обручение в монастыре» («Дуэнья»), картина 1. (Аккорд хроматической системы функционально замещает здесь DV по принципу тритоновой замены.)
Гармонии хроматической системы обладают большой яркостью и красочностью звучания. Различают два осн. типа хроматической системы — с сохранением моноладовой основы (хроматич. мажор или хроматич. минор; в соч. С. С. Прокофьева) и с отказом от неё (хроматич. тональность без указания лада; у П. Хиндемита). Системы обоих типов применяются как с центром в виде консонир. созвучия (см. пример выше; также фугу in С из «Ludus tonalis» Хиндемита), так и с диссонир. центром (гл. тема «Великой священной пляски» из «Весны священной» И. Ф. Стравинского; гл. тема 2-й части «Лирической сюиты» Берга). Отд. проявления хроматической системы обнаруживаются уже в музыке 19 в. (А. П. Бородин, заключит. каданс «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь»: HV–I), но наиболее типична она для тональной музыки 20 в. (Д. Д. Шостакович, Н. Я. Мясковский, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай, Р. С. Леденёв, Б. Барток, А. Шёнберг, А. Веберн и др.).
В муз. науке идея хроматической системы была выдвинута С. И. Танеевым (1880, 1909) и Б. Л. Яворским (1908). Термин «хроматическая тональность» применил Шёнберг (1911). Совр. трактовка хроматической системы дана В. М. Беляевым (1930). Подробно теория хроматической системы разработана в 60-е гг. 20 в. (М. Скорик, С. М. Слонимский, M. E. Тараканов и др.).
Литература: Танеев С. И., Письмо П. И. Чайковскому от 6 августа 1880, в кн.: П. И. Чайковский — С. И. Танеев, Письма, (М.), 1951; его же, Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, М., 1959; Яворский Б., Строение музыкальной речи, ч. 1, М., 1908; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1–2, М., 1924–1925; Беляев В. М., «Борис Годунов» Мусоргского. Опыт тематического и теоретического раэбора, в кн.: Мусоргский, Статьи и исследования, т. 1, М., 1930; Оголевец А. С, Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946; Скорик M. M., Прокофьев и Шёнберг, «СМ», 1962, No 1; его же, Ладовая система С.Прокофьева, К., 1969; Слонимский С. М., Симфонии Прокофьева. Опыт исследования, М.-Л., 1964; Тифтикиди Н., Хроматическая система, «Музыкознание», вып. 3, Алма-Ата, 1967; Tараканов М. Е., Стиль симфоний Прокофьева, М., 1968; Sсhoenberg A., Harmonielehre, W., 1911; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Bd 1, Mainz, 1937; Коhоutek С., Novodobe skladebne smery v hudbe, Praha, 1965 (рус. пер. — Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976).
Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.