Немецкий балет

Сцена из балета 'Влияние семи планет'. Дрезден, 1678

Немецкий балет

С начала 17 в. при княжеских и герцогских дворах устраивались пышные танцевальные празднества (по образцу итал. и франц.). В Штутгарте были показаны «Балет верных рыцарей» и «Балет Эринии» (1609), гротесковый «Балет лягушек» (1618). В Дрездене при дворе саксонского кюрфюрста ставился «Балет об Орфее и Эвридике» на муз. Шюца (хореограф Г. Мёлих). Затем пост. «Балет о Парисе и Елене» (1650), «Музыкальная опера и балет о действии семи планет» (1678). Мн. нем. князья (особенно во 2-й пол. 17 в.) приглашали франц. и итал. балетмейстеров, композиторов, танцовщиков и музыкантов, однако отдельные театры стремились развивать нац. балетное искусство. В кон. 17 в. наряду с придворным возникает гор. бюргерский балет, берущий начало от мистерий и комедийных представлений («Гансвурстиад»). В 1678 в Гамбурге был создан первый в Германии общедоступный постоянный оперный театр. В оперные спектакли вставлялись разл. танцы — крестьянские, аллегорич., гротесковые (танцы чертей, зверей) и др. Особой популярностью пользовались танц. представления «Ярмарка в Гамбурге» и «Гамбургская баталия». Нем. балетные спектакли ставились также в Лейпциге, главным образом во время ярмарок.

В сер. 18 в. началась реформа нем. балета. В Германии работал франц. балетмейстер Ж. Ж. Новер. В 1760–67 при герцогском дворе в Штутгарте Новер пост. первые трагич. балеты «Смерть Геркулеса» (1762) и «Медея и Язон» (1763) Родольфа. Примадонной берлинского балета была итал. танцовщица Б. Кампанини. Сюжетный балет постепенно утверждался на нем. сцене. Один из наиболее значит. нем. балетов «Творения Прометея» Бетховена (сценарист и балетм. С. Вигано) впервые был пост. в Вене (1801). В последующие годы крупные нем. композиторы не обращались к балету. Однако К. М. Вебер, Дж. Мейербер, Р. Вагнер включали в свои оперы отдельные балетные номера. Высокого проф. уровня достиг балет Берлинской придворной оперы при балетм. Ф. М. Оге и П. Тальони. Балеты ставились в Берлине, Дрездене, Мюнхене, Гамбурге, Лейпциге и др. городах. Мн. знаменитые австр. и итал. балерины того времени (М. Тальони, Ф. Эльслер, Л. Гран, Ф. Черрито и др.) выступали в нем. театрах. В кон. 19 в. большая роль придавалась эффектности сценич. оформления и блестящей технике солистов.

'Зелёный стол'. Балет Курта Йосса. Балетм. К. Йосс

Поиски самостоятельных путей нем. балетного искусства начались в 20 в. Этому способствовал расцвет экспрессивно-пластич. танца, выступления последователей амер. танцовщицы А. Дункан, которая в 1904 открыла в Берлине свою школу. Т. н. «выразительный танец», «пластический танец», или «новый художественный танец» (наз. иногда также «немецким художественным танцем» и танцем модерн), был доведён до совершенства балетм. Р. фон Лабаном, М. Вигман, Х. Кройцбергом, Г. Палуккой и др. Творч. искания и эксперименты Лабана, крупнейшего нем. исследователя и теоретика танца, легли в основу разл. танц. школ, получивших распространение в Германии и др. странах. Одним из направлений нем. балета 20-30-х гг. 20 в. был экспрессионизм, важнейшими представителями которого были К. Йосс и М. Терпис. Большой успех имели пост. Йосса — антивоенный балет «Зелёный стол» Коэна и «Большой город» Тансмана (оба — 1932) и др. В то же время наблюдались попытки обновить балет на основе классич. традиций. Г. Крёллер — один из немногих нем. хореографов, которые остались в 20-х гг. верными классич. традициям.

После установления фашистской диктатуры (1933) многие крупнейшие балетные деятели покинули Германию. Йосс эмигрировал со своей труппой в Англию (создал балетную школу, гастролировал во мн. странах Европы и Америки). В 1933 Б. Брехт, композитор К. Вейль и хореограф Дж. Баланчин пост. в Театре Елисейских полей (Париж) балет «Семь смертных грехов мещанина». Ж. Вейдт также эмигрировал в Париж и организовал там балетную труппу. В эти годы в Германии господствовало поверхностно-развлекательное искусство, в то же время некоторые композиторы стремились к созданию гуманистических произв.: «Праздник в Дельфте» Рейтера (1937), «Жоан из Цариссы» Эгка (1940), «Любовники из Вероны» (1942) и «Путина в Штралау» (1936) Шписа. В пост. этих балетов проявлялась всё более тесная связь между классич. и экспрессивно-пластич. танцем. После разгрома фашизма во 2-й мировой войне 1939–45 и образования ФРГ и ГДР балет в этих странах развивался каждый своим путём. См. Германской Демократической Республики балет и Федеративной Республики Германии балет.

Э. Реблинг
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Монгольская музыка Национальные культуры
Рапсод Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Калмыцкая музыка Национальные культуры
Обиходный звукоряд Термины и понятия
Демественный распев Термины и понятия
Pas soubresaut, па субресо Балет и танец
Оратория Музыкальные жанры
Degage, дегаже Балет и танец
Руны Термины и понятия
Африканский танец Балет и танец
Двойной контрапункт Термины и понятия
Тремоло Термины и понятия

Реклама