Экспрессионизм (музыка)

Категории словаря

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение, выявление) — направление в европейском искусстве и литературе, возникшее в первых десятилетиях 20 века в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на другие страны.

Становление экспрессионизма в живописи и литературе привело к возникновению организаций и группировок этого направления (объединения немецких художников: «Die Brucke» («Мост») в Дрездене, 1905; «Der Blaue Reiter» («Синий всадник») в Мюнхене, 1911; нем. журн. «Der Sturm» в Берлине, 1910). Экспрессионизм был выражением острейшего разлада художника с окружающей социальной действительностью, в нём проявлялся субъективный протест против царивших в предвоенной Австрии и Германии шовинизма, милитаристской пропаганды, бюрократизма, мещанского самодовольства.

Типичный герой экспрессионизма — «маленький» человек, подавленный жестокими социальными условиями существования, страдающий и гибнущий во враждебном ему мире. Экспрессионизму свойственно ощущение надвигающейся мировой катастрофы, что придавало ему сгущённо-мрачный, подчас истерический оттенок. «Война оказалась для искусства великим переломом. Человек, терзаемый страшной мукой, закричал. Изуродованный стал произносить проповедь» (Брехт Б., Театр, Собр. соч., т. 5/1, М., 1965, с. 64).

Антибуржуазный, антимилитаристский характер, гуманистическая направленность являлись сильной стороной экспрессионизма. Не случайно с левым крылом немецкого экспрессионизма было связано творчество таких передовых пролетарских художников, как Б. Брехт и Й. Бехер. Однако индивидуалистичность протеста, непонимание истинного смысла исторических событий, замкнутость в кругу мрачных и болезненных переживаний, деформация отображаемой в искусстве действительности из-за обострённого субъективизма свидетельствовали об ограниченности экспрессионистского направления.

В полемике против приземлённости натурализма экспрессионизма выдвинул на первый план психологич., духовное начало, передаваемое с предельной экспрессией (отсюда назв. направления). На мировоззренческую основу экспрессионизма в разной степени влияли субъективно-идеалистич. концепции А. Шопенгауэра, Э. Маха, Э. Гуссерля, З. Фрейда, а также интуитивизм А. Бергсона. Характерен интерес экспрессионистов к подсознательному, к бредовым, навязчивым образам, болезненной эротике, передаче перевозбуждённости психики, эмоций страха, смутной тревоги, отчаяния. Др. образную сферу составляют злой сарказм, гротеск.

Музыка в силу своей специфики оказалась в состоянии ярко и разнообразно воплотить этот сложный душевный мир, ввиду чего нек-рые теоретики экспрессионизма считали её моделью нового иск-ва. Однако в муз. иск-ве экспрессионизма развивался более стихийно, чем, напр., в лит-ре и живописи, и носил характер не столько определ. направления, сколько одного из течений в современном искусстве.

Большинством советских музыковедов отвергнуты как прямолинейное отождествление экспрессионизма исключительно с новой венской школой (концепция ряда заруб. музыковедов), так и чрезмерно расширительное толкование, подводящее под экспрессионизм многие явления зап.-европ. музыки 20 в. Если наиболее типичными представителями экспрессионизма действительно являются «нововенцы» — А. Шёнберг и нек-рые его ученики (прежде всего, А. Берг, отчасти молодой X. Эйслер, условно — А. Веберн), то нельзя также игнорировать отчётливых экспрессионистских тенденций в музыке их крупных предшественников и современников, равно как и композиторов следующих поколений.

Музыкальный экспрессионизм преемственно связан с поздним романтизмом. Так, сгущённый психологизм «Тристана и Изольды» Вагнера отчасти предвосхищает экспрессионизм (в муз.-стилистич. плане это показал Э. Курт). В нач. 20 в. зловеще-мрачные, исступлённые образы появляются в произв. Г. Малера (поздние симфонии) и Р. Штрауса (оперы «Саломея» и «Электра»), совпадая по времени с развитием экспрессионизма в живописи и лит-ре, но в музыке этих композиторов по-прежнему сильны традиции романтизма.

Ранний период творчества композиторов новой венской школы — А. Шёнберга и А. Берга — также принадлежит романтич. направлению. Композиторы- экспрессионисты постепенно переосмысливали идейно-художеств. содержание позднего романтизма: нек-рые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (напр., романтич. мечта). Довоенные оперы Шёнберга («Ожидание», «Счастливая рука») и вок. цикл «Лунный Пьеро» — типичные экспрессионистские произведения. В творчестве Шёнберга «ощущения классической и романтической музыки — отсутствуют. Печаль становится обреченностью, депрессией, отчаяние превращается в истерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юмор становится гротеском… Основное настроение — „крайняя боль“» (Эйслep Г., см. в кн.: Избранные статьи музыковедов ГДР, М., 1960, с. 189–90).

Высшим достижением муз. экспрессионизма справедливо признаётся опера А. Берга «Воццек» (пост. 1925), в к-рой заострена социально-обличит. тематика и с большой силой раскрыта драма «маленького человека»; это произв. сближается с нем. «левым» экспрессионизмом. В ряде муз.-театр. произв. послевоенных лет ярко проявились отдельные экспрессионистские тенденции («Убийца — надежда женщин» и «Святая Сусанна» Хиндемита, «Прыжок через тень» Кшенека, «Чудесный мандарин» Бартока); отчасти они коснулись и творчества сов. композиторов («Огненный ангел» Прокофьева, опера «Нос» и нек-рые эпизоды в симф. произв. Д. Д. Шостаковича).

После отхода от экспрессионизма в 30-е гг. экспрессионистские тенденции вновь проявились в музыке кон. 30-х — 40-х гг. (период наступления фашизма и катастроф 2-й мировой войны 1939–45), хотя последоват. экспрессионистом остался едва ли не один Шёнберг («Уцелевший из Варшавы» и др. его поздние произв.). В военные и первые послевоенные годы образы разрушения, насилия, жестокости и страданий, отчаяния вызвали обращение к средствам выразительности, связанным с экспрессионизмом («Огненный замок» Мийо, 3-я симфония Онеггера, 6-я симфония Р. Воана Уильямса, Военный реквием Бриттена и др.).

В соответствии с идейно-образной направленностью экспрессионизма сложился определ. комплекс муз. средств выразительности: изломанность очертаний в мелодике, острая диссонантность гармоний, вязкость фактуры, резко контрастная динамика, использование жёстких, пронзительных звучаний. Характерны инстр. трактовка вок. партий, прерывистость, разорванность вок. линии, возбуждённая речитация. В «Лунном Пьеро» Шёнберг ввёл особый приём полупения-полуговора (Sprachstimme, Sprachgesang); используются также натуралистич. возгласы и крики.

В формообразовании на первых порах подчёркивались текучесть, отсутствие расчленённости, повторности и симметрии. В дальнейшем, однако, свобода эмоционального самовыражения всё чаще стала сочетаться с нормативными конструктивными приёмами, в первую очередь у представителей новой венской школы (додекафония, построение оперных актов по схеме инстр. форм европ. музыки 18 в. — в «Воццеке» и др. произв.). Музыка «нововенцев» претерпела эволюцию от усложнённого тонального письма, через свободную атональность — к организации звукового материала на основе серийной техники. Такая эволюция, однако, не исключает др. проявлений экспрессионистских тенденций в современной музыке.

Литература: Экспрессионизм. Сб. статей, П.-М., 1923; Асафьев Б., Музыка «Воццека», в сб.: «Воццек» Альбана Берга, Л., 1927 (Новая музыка, сб. 4), также в его кн.: Критические статьи и рецензии, М.-Л., 1967; Зивельчинская Л. Я., Экспрессионизм, М.-Л., 1931; Соллертинский И. И., Арнольд Шенберг, Л., 1934, также в сб.: Памяти Соллертинского, Л.-М., 1974; Альшванг A., Экспрессионизм в музыке, «СМ», 1959, No 1; Pавлова Н. С., Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе, в сб.: Реализм и его соотношения с другими творческими методами, М., 1962; Келдыш Ю., «Воццек» и музыкальный экспрессионизм, «СМ», 1965, No 3; Экспрессионизм. Сб. статей, М., 1966; Конен В., О музыкальном экспрессионизме, в сб.: Экспрессионизм, М., 1966, также в её кн.: Этюды о зарубежной музыке, М., 1975; Лаул Р., О творческом методе А. Шенберга, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970; Павлишин С., «Мiсячний П’еро» А. Шенберга, Киiв, 1972 (на укр. яз.); Смирнов В., Зарождение экспрессионизма в музыке, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, (вып. 1), М., 1972; Друскин М., Австрийский экспрессионизм, в его кн.: О западноевропейской музыке XX века, М., 1973; Тараканов М., Музыкальный театр Альбана Берга, М., 1976; Лобанов A., «Воццек» А. Берга, Киiв, 1977 (на укр. яз.); Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners «Tristan», Bern-Lpz., 1920 (рус. пер. — Курт Э., Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера, М., 1975); Кrеnek E., Music here and now, N. Y., (1939); Leibowitz R., Schonberg et son ecole, P., 1947; Lukасs G., «Grosse und Verfall» des Expressionismus, в его кн.: Schicksalswende, В., 1948; Adorno Th. W., Philosophie der neuen Musik, Tubingen, 1949; Edschmid K., Lebendiger Expressionismus, W., (1961).

Г. В. Крауклис
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

En l'air, ан л’эр Балет и танец

Главы из книг

Персоналии

Берг, Альбан 04.12.2010 в 13:35
Веберн, Антон фон 04.12.2010 в 13:35
Шёнберг, Арнольд 04.12.2010 в 13:35

рекомендуем

смотрите также

Сербская музыка Национальные культуры
Киев музыкальный Национальные культуры
Мексиканский балет Балет и танец
Мюзик-холл Термины и понятия
Фолия Музыкальные жанры и формы
Portаto, портaто Теория музыки
Виолы Музыкальные инструменты
Социалистический реализм Термины и понятия
Немецкий балет Балет и танец
Многоголосие Термины и понятия

Реклама