
Альбан Берг родился в Вене 9 февраля 1885 года. Его отец, выходец из Баварии, был антикваром, а мать — дочерью придворного ювелира. Уже с раннего возраста он проявлял большой интерес к литературе и музыке. Первые его композиторские опыты относятся почти исключительно к жанрам вокальной музыки.
Жизнь Берга небогата внешними событиями. Получение в 1906 году семейного наследства обеспечило ему относительно безбедное существование, возможность обходиться без обременительной службы и полностью посвятить себя музыке. Решающую роль в его жизни сыграла встреча с Шёнбергом и занятия с ним в 1904–1910 годах. После окончания занятий Берг по-прежнему видел в Шёнберге своего наставника и лучшего друга.
С юности композитор отличался слабым здоровьем и впечатлительностью, часто болел (в основном, как и Шёнберг, он страдал от астмы). 24 декабря 1935 года, достигнув лишь пятидесятилетнего возраста, он неожиданно скончался от заражения крови.
Творчество Берга вполне поддается периодизации, аналогичной той, что была применена по отношению к творчеству Шёнберга: тональные — атональные — додекафонные сочинения. Но его можно разделить и на два периода: первый, охватывающий все созданное до оперы «Воццек», и второй, включающий саму эту оперу и последующие произведения.
Премьера «Воццека» 14 декабря 1925 года в Берлине под управлением Эриха Клайбера (после 137 репетиций) принесла Бергу мировую славу. Это событие, кульминационное в его жизни, ярко высвечивает и главный парадокс его творческой эволюции. Дело в том, что «Воццек», кроме прочих своих достоинств, демонстрирует виртуознейшую композиторскую технику, сказывающуюся в осмысленности и выразительности каждой детали сложной и многослойной звуковой ткани, создание которой могло контролироваться лишь феноменально тонким внутренним слухом. Не зная предшествующих сочинений Берга, можно было бы с уверенностью предположить, что они немалочисленны и отличаются многими достоинствами. На самом же деле это не совсем так.
Творческий процесс у Берга протекал трудно, с большими перерывами, композитор не был постоянно увлечен сочинением, хотя в отдельные периоды жизни его творческая активность была очень высокой. До «Воццека» им были написаны (не считая некоторых ученических вещей, частично уничтоженных или утерянных) Вариации для фортепиано (1908), Семь ранних песен для голоса и фортепиано (1905–1908), Фортепианная соната, ор. 1 (1908), Четыре песни для голоса и фортепиано на тексты разных авторов, ор. 2 (1910), Струнный квартет, ор. 3 (1910), Пять песен для голоса и оркестра на тексты к почтовым открыткам Петера Альтенберга, ор. 4 (1912), Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, ор. 5 (1913) и Три пьесы для оркестра, ор. 6 (Прелюдия, Хоровод и Марш, 1914).
Для тридцатитрехлетнего композитора этот список довольно скромен; все названные произведения вместе взятые звучат примерно столько же времени, сколько один «Воццек». К тому же крупная инструментальная форма в этом перечне мало представлена. В общем, несмотря на те или иные привлекательные качества перечисленных сочинений, в них с трудом предугадывается резкий скачок, совершенный в «Воццеке», который заявил о композиторском даровании несравненно большего масштаба.
Ранние сочинения до ор. 2 включительно составляют тональный период творчества Берга (если придерживаться периодизации, отражающей принципиальные изменения в музыкальном языке). Он определяется позднеромантическими влияниями (прежде всего, Малера) и в этом отношении подобен аналогичному периоду Шёнберга, но по количеству и качеству значительно беднее. Наибольший интерес в нем представляет одночастная Фортепианная соната, в которой наблюдаются поиски, созвучные Скрябину. (Позже, в 1927 году, в Ленинграде, куда Берг приехал на премьеру «Воццека» в Мариинском театре, он основательно познакомился с творчеством Скрябина, которое ставил очень высоко. Оно было ему близко, по-видимому, утонченностью эмоций.)
Атональное творчество Берга начинается с двухчастного Струнного квартета, представляющего собой ту самую крупную инструментальную форму (хотя в данном случае не слишком развернутую), которой в условиях свободной атональности избегал Шёнберг. Несмотря на ряд удачных находок, квартет не принадлежит к лучшим достижениям Берга в области инструментальной музыки, в нем еще нет той ясности, выверенности каждой детали, которые свойственны великим произведениям.
Зато Пять песен на тексты к почтовым открыткам Петера Альтенберга уже позволяют догадываться о мощи композиторского дарования их автора. Они представляют жанр музыкального афоризма, как и последующие Четыре пьесы для кларнета и фортепиано Берга, а также Пять пьес для фортепиано, ор. 19, Шёнберга и ряд уже созданных к тому времени сочинений Веберна. В песнях на слова Альтенберга утонченная звукопись оркестрового сопровождения служит фоном для лаконичных, но выразительных и емких вокальных фраз, озвучивающих непринужденные суждения, которые венский литератор рассылал своим друзьям и врагам.
В целом жанр музыкального афоризма у Берга, как и у Шёнберга, не привился. Уже Три пьесы для оркестра, созданные в 1914 году, более развернуты. Их можно рассматривать как эскизы к «Воццеку». Наряду с альтенберговскими песнями они предвещают восхождение к новым, значительно большим высотам. И все же, не будь «Воццека», ранние сочинения Берга могли бы остаться незамеченными.
<...> «Воццек» принадлежит к вершинным достижениям оперной литературы XX века. Его бурный успех у берлинской оперной публики 20-х годов, а затем во всем мире (в том числе и в Ленинграде) всерьез озадачил Берга, считавшего вместе с Шёнбергом настоящее искусство уделом избранных. Но эта точка зрения оказалась опровергнутой его собственным детищем.
После «Воццека» Берг создал еще четыре произведения, сравнимых с ним по масштабу и значимости: оперу «Лулу» и три крупных инструментальных опуса — Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых инструментов, Лирическую сюиту для струнного квартета и Концерт для скрипки с оркестром. Вместе с «Воццеком» они составляют ядро творчества композитора, которое в целом охватывает немногим более пятнадцати произведений.<...>
Вторая и последняя опера Берга «Лулу» (на основе музыки этой оперы Берг в 1934 г. создал Лулу-симфонию) создавалась в 1929—1935 годах на материале одноименной драматической дилогии немецкого драматурга Франка Ведекинда, с весьма пикантными, подчас рискованными подробностями, разоблачающими лицемерие буржуазного общества. <...>
Опера «Лулу» долгое время была известна в незавершенном виде. Считалось, что Берг успел кончить лишь первые два акта; заключительный, третий при постановке дополнялся музыкальными фрагментами из предшествующих актов. На самом же деле композитор в эскизах написал последнее действие, опубликование которого по таинственной причине состоялось только после кончины вдовы Берга, последовавшей в 1976 году. В феврале 1979 года в парижской «Гранд-опера» под управлением П. Булеза опера впервые прозвучала полностью (партитуру третьего акта составил Ф. Черча).
* * *
Творчество Берга, в отличие от шёнберговского, завоевало всеобщее признание, в немалой степени за счет большего социального критицизма своего содержания. Оно к тому же в еще большей степени отличается романтической выразительностью; «руины» романтической гармонии в нем просвечивают еще отчетливее, а ассоциации с классической тональностью возникают чаще. Особенно впечатляет его лирическая сфера, отличающаяся необыкновенной психологической глубиной и одухотворенностью. Поэтому музыка Берга доступна довольно широкой концертной аудитории и любима ею.
Список основных произведений
Оперы:
• «Воццек», либретто А.Берга по пьесе Г.Бюхнера, ор. 7 (1917—1921)
• «Лулу», либретто А. Берга по трагедиям Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры» (1929—1935, завершена Ф. Черней)
Произведения для оркестра и для голоса с оркестром:
• Пять песен для голоса и оркестра на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга, ор. 4 (1912)
• Три пьесы для оркестра, ор. 6 (1914)
• Концертная ария «Вино» на текст Ш. Бодлера (1929)
• Лулу-симфония (1934)
Концерты:
• Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых инструментов (1925)
• Концерт для скрипки с оркестром (1935)
Камерно-инструментальные произведения:
• Соната для фортепиано, ор. 1 (1908)
• Струнный квартет, ор. 3 (1910)
• Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, ор. 5 (1913)
• Лирическая сюита для струнного квартета (1926)
Камерно-вокальные произведения:
• Семь ранних песен для голоса и фортепиано на тексты разных авторов (1905—1908)
• Четыре песни для голоса и фортепиано на тексты разных авторов, ор. 2 (1910)
• «Закрой мне глаза», песня для голоса и фортепиано на слова Т. Шторма (1925)
Рекомендуемая литература
• Берг А. О музыкальных формах в моей опере «Воццек» // Зарубежная музыка XX века. М., 1975.
• Воробьев Д. О некоторых противоречиях идейно-эстетической концепции оперы А. Берга «Лулу» // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1976. Вып. 3.
• Глебов Игорь [Б. В. Асафьев]. «Воццек» Альбана Берга // Зарубежная музыка XX века. М., 1975.
• Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.
• Холопова В. О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6.
• Шёнберг А. Об Альбане Берге // Зарубежная музыка XX века. М., 1975.
• [Тараканов М.] Берг // Музыка XX века: Очерки. М., 1984. Ч. 2.: 1917—1945.
• Австрийская музыка в 1-й половине 20 века
• Биография Берга
Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.
• Австрийская музыка в 1-й половине 20 века