Характеристика творчества Альбана Берга

Альбан Берг родился в Вене 9 февраля 1885 года. Его отец, выходец из Баварии, был антикваром, а мать — дочерью при­дворного ювелира. Уже с раннего возраста он проявлял боль­шой интерес к литературе и музыке. Первые его композитор­ские опыты относятся почти исключительно к жанрам вокальной музыки.

Жизнь Берга небогата внешними событиями. Получение в 1906 году семейного наследства обеспечило ему относительно безбедное существование, возможность обходиться без обреме­нительной службы и полностью посвятить себя музыке. Реша­ющую роль в его жизни сыграла встреча с Шёнбергом и заня­тия с ним в 1904–1910 годах. После окончания занятий Берг по-прежнему видел в Шёнберге своего наставника и лучшего друга.

С юности композитор отличался слабым здоровьем и впе­чатлительностью, часто болел (в основном, как и Шёнберг, он страдал от астмы). 24 декабря 1935 года, достигнув лишь пя­тидесятилетнего возраста, он неожиданно скончался от зара­жения крови.

Творчество Берга вполне поддается периодизации, анало­гичной той, что была применена по отношению к твор­честву Шёнберга: тональные — атональные — додекафонные сочинения. Но его можно разделить и на два периода: первый, охватывающий все созданное до оперы «Воццек», и второй, включающий саму эту оперу и последующие произведения.

Премьера «Воццека» 14 декабря 1925 года в Берлине под управлением Эриха Клайбера (после 137 репетиций) принесла Бергу мировую славу. Это событие, кульминационное в его жизни, ярко высвечивает и главный парадокс его творческой эволюции. Дело в том, что «Воццек», кроме прочих своих достоинств, демонстрирует виртуознейшую композиторскую технику, сказывающуюся в осмысленности и выразительности каждой детали сложной и многослойной звуковой ткани, созда­ние которой могло контролироваться лишь феноменально тонким внутренним слухом. Не зная предшествующих сочинений Берга, можно было бы с уверенностью предположить, что они немалочисленны и отличаются многими достоинствами. На самом же деле это не совсем так.

Творческий процесс у Берга протекал трудно, с большими перерывами, композитор не был постоянно увлечен сочинени­ем, хотя в отдельные периоды жизни его творческая активность была очень высокой. До «Воццека» им были написаны (не счи­тая некоторых ученических вещей, частично уничтоженных или утерянных) Вариации для фортепиано (1908), Семь ранних песен для голоса и фортепиано (1905–1908), Фортепианная соната, ор. 1 (1908), Четыре песни для голоса и фортепиано на тексты разных авторов, ор. 2 (1910), Струнный квартет, ор. 3 (1910), Пять песен для голоса и оркестра на тексты к почтовым от­крыткам Петера Альтенберга, ор. 4 (1912), Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, ор. 5 (1913) и Три пьесы для оркестра, ор. 6 (Прелюдия, Хоровод и Марш, 1914).

Для тридцатитрех­летнего композитора этот список довольно скромен; все на­званные произведения вместе взятые звучат примерно столько же времени, сколько один «Воццек». К тому же крупная ин­струментальная форма в этом перечне мало представлена. В об­щем, несмотря на те или иные привлекательные качества пере­численных сочинений, в них с трудом предугадывается резкий скачок, совершенный в «Воццеке», который заявил о компози­торском даровании несравненно большего масштаба.

Ранние сочинения до ор. 2 включительно составляют то­нальный период творчества Берга (если придерживаться пери­одизации, отражающей принципиальные изменения в музы­кальном языке). Он определяется позднеромантическими влияниями (прежде всего, Малера) и в этом отношении по­добен аналогичному периоду Шёнберга, но по количеству и качеству значительно беднее. Наибольший интерес в нем пред­ставляет одночастная Фортепианная соната, в которой наблю­даются поиски, созвучные Скрябину. (Позже, в 1927 году, в Ленинграде, куда Берг приехал на премьеру «Воццека» в Мариинском театре, он основательно познакомился с творче­ством Скрябина, которое ставил очень высоко. Оно было ему близко, по-видимому, утонченностью эмоций.)

Атональное творчество Берга начинается с двухчастного Струнного квартета, представляющего собой ту самую крупную инструментальную форму (хотя в данном случае не слиш­ком развернутую), которой в условиях свободной атональнос­ти избегал Шёнберг. Несмотря на ряд удачных находок, квар­тет не принадлежит к лучшим достижениям Берга в области инструментальной музыки, в нем еще нет той ясности, выверен­ности каждой детали, которые свойственны великим произве­дениям.

Зато Пять песен на тексты к почтовым открыткам Петера Альтенберга уже позволяют догадываться о мощи компози­торского дарования их автора. Они представляют жанр музы­кального афоризма, как и последующие Четыре пьесы для кларнета и фортепиано Берга, а также Пять пьес для форте­пиано, ор. 19, Шёнберга и ряд уже созданных к тому времени сочинений Веберна. В песнях на слова Альтенберга утонченная звукопись оркестрового сопровождения служит фоном для лаконичных, но выразительных и емких вокальных фраз, озву­чивающих непринужденные суждения, которые венский литера­тор рассылал своим друзьям и врагам.

В целом жанр музыкального афоризма у Берга, как и у Шёнберга, не привился. Уже Три пьесы для оркестра, создан­ные в 1914 году, более развернуты. Их можно рассматривать как эскизы к «Воццеку». Наряду с альтенберговскими песнями они предвещают восхождение к новым, значительно большим высотам. И все же, не будь «Воццека», ранние сочинения Бер­га могли бы остаться незамеченными.

Опера «Воццек»

<...> «Воццек» принадлежит к вершинным достижениям оперной литературы XX века. Его бурный успех у берлинской оперной публики 20-х годов, а затем во всем мире (в том числе и в Ленинграде) всерьез озадачил Берга, считавшего вместе с Шён­бергом настоящее искусство уделом избранных. Но эта точка зрения оказалась опровергнутой его собственным детищем.

После «Воццека» Берг создал еще четыре произведения, сравнимых с ним по масштабу и значимости: оперу «Лулу» и три крупных инструментальных опуса — Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых инструментов, Лирическую сюиту для струнного квартета и Концерт для скрипки с оркестром. Вместе с «Воццеком» они составляют ядро творчества композитора, которое в целом охватывает немногим более пятнадцати произведений.<...>

Вторая и последняя опера Берга «Лулу» (на основе музыки этой оперы Берг в 1934 г. создал Лулу-симфонию) создавалась в 1929—1935 годах на материале одноименной драматической дилогии немецкого драматурга Франка Ведекинда, с весьма пикантными, подчас рискованными подробностями, разоблача­ющими лицемерие буржуазного общества. <...>

Опера «Лулу» долгое время была известна в незавершенном виде. Считалось, что Берг успел кончить лишь первые два акта; заключительный, третий при постановке дополнялся му­зыкальными фрагментами из предшествующих актов. На са­мом же деле композитор в эскизах написал последнее действие, опубликование которого по таинственной причине состоя­лось только после кончины вдовы Берга, последовавшей в 1976 году. В феврале 1979 года в парижской «Гранд-опера» под управлением П. Булеза опера впервые прозвучала полностью (партитуру третьего акта составил Ф. Черча).

* * *

Творчество Берга, в отличие от шёнберговского, завоевало всеобщее признание, в немалой степени за счет большего соци­ального критицизма своего содержания. Оно к тому же в еще большей степени отличается романтической выразительностью; «руины» романтической гармонии в нем просвечивают еще отчетливее, а ассоциации с классической тональностью возни­кают чаще. Особенно впечатляет его лирическая сфера, отлича­ющаяся необыкновенной психологической глубиной и одухотворенностью. Поэтому музыка Берга доступна довольно ши­рокой концертной аудитории и любима ею.

Список основных произведений

Оперы:
«Воццек», либретто А.Берга по пьесе Г.Бюхнера, ор. 7 (1917—1921)
«Лулу», либретто А. Берга по трагедиям Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры» (1929—1935, завершена Ф. Черней)

Произведения для оркестра и для голоса с оркестром:
• Пять песен для голоса и оркестра на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга, ор. 4 (1912)
• Три пьесы для оркестра, ор. 6 (1914)
• Концертная ария «Вино» на текст Ш. Бодлера (1929)
• Лулу-симфония (1934)

Концерты:
Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых инструментов (1925)
Концерт для скрипки с оркестром (1935)

Камерно-инструментальные произведения:
Соната для фортепиано, ор. 1 (1908)
• Струнный квартет, ор. 3 (1910)
• Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, ор. 5 (1913)
Лирическая сюита для струнного квартета (1926)

Камерно-вокальные произведения:
• Семь ранних песен для голоса и фортепиано на тексты разных авто­ров (1905—1908)
• Четыре песни для голоса и фортепиано на тексты разных авторов, ор. 2 (1910)
• «Закрой мне глаза», песня для голоса и фортепиано на слова Т. Шторма (1925)

Рекомендуемая литература

Берг А. О музыкальных формах в моей опере «Воццек» // Зарубежная музыка XX века. М., 1975.
Воробьев Д. О некоторых противоречиях идейно-эстетической кон­цепции оперы А. Берга «Лулу» // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1976. Вып. 3.
Глебов Игорь [Б. В. Асафьев]. «Воццек» Альбана Берга // Зарубежная музыка XX века. М., 1975.
Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.
Холопова В. О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6.
Шёнберг А. Об Альбане Берге // Зарубежная музыка XX века. М., 1975.
[Тараканов М.] Берг // Музыка XX века: Очерки. М., 1984. Ч. 2.: 1917—1945.

Австрийская музыка в 1-й половине 20 века
Биография Берга

Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

Австрийская музыка в 1-й половине 20 века

реклама