Новая венская школа

Категории словаря

«Новая венская школа» (нем. Neue Wiener Schule, Junge Wiener Schule), «Вторая венская школа» (нем. Zweite Wiener Schule), «Венская атональная школа» (нем. Wiener atonale Schule), «Венская школа» (нем. Wiener Schule) — творческое содружество Арнольда Шёнберга и его венских учеников, в первую очередь Альбана Берга и Антона Веберна, а также их музыкальное наследие.

Названия «Новая венская школа» и «Вторая венская школа» исходят из кругов приверженцев Новой венской школы; они имеют целью показать, что Новая венская школа представляет явление, по своей значимости сопоставимое со «старой венской школой», или «первой венской школой», т. е. с венской классической школой, что Новая венская школа преемственно связана с последней, обладая в то же время важным качеством новизны, современности. Шёнберг, Берг и Веберн неоднократно декларировали свою связь с традициями венской классической школы.

В действительности Новая венская школа во многом противоположна венской классической школе. По своей внутренней сущности она представляет собой типическое проявление модернизма в музыке. Для творческих представителей Новой венской школы характерны крайний субъективизм, преобладание образов разрушения над образами созидания, фактический отказ от принципов народности и национальности.

Первоначальной общей основой Новой венской школы был атонализм (см. Атональная музыка), к которому Шёнберг и Веберн в 1907-09 пришли первыми. В начале 20-х гг. Шёнберг на основе атонализма разработал метод двенадцатитоновой композиции, додекафонии, который полностью приняли его ученики и последователи. В творчестве Веберна был сделан и следующий шаг на пути эволюции атональной музыки — к сериальности. В ранних произведениях Шёнберга ещё сказывается связь с традициями позднего музыкального романтизма («Просветлённая ночь», «Песни Гурре»), в творчестве Берга могут быть отмечены элементы сочувствия к угнетённым, социальной сатиры, стремление к правдивому воспроизведению речевых интонаций.

Шёнберг, Берг и Веберн были активными пропагандистами собственных произведений и творческих установок, авторами ряда книг и статей, в которых разъясняли и обосновывали свои позиции. Идеи Новой венской школы, в первую очередь провозглашённые ею принципы атонализма и додекафонии, получили распространение в творчестве композиторов многих стран.

Литература: Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., 1960, 1964; Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970; Fleischmann H. R., Die Jungwiener Schule, «NZfM», 1912, Jahrg. 79; Stefan P., Neue Musik in Wien, W., 1921; Leibowitz R., Schoenberg et son ecole, P., 1947; Wellesz E., Schonberg und die Anfange der Wiener Schule, «ЦMZ», 1960, Jahrg. 15, No 5; Die Wiener Schule und ihre Bedeutung fur die Musikentwicklung, «ЦMZ», 1961, Jahrg. 16, No 6–7; Strubel H., Die Wiener Schule, «Melos», 1963, Jahrg. 30, No 11. См. также лит. при статьях Атональная музыка, Додекафония, Сериальность, Шёнберг А., Берг А., Веберн А.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Рококо (музыка) Термины и понятия
Концерт Термины и понятия

Персоналии

Берг, Альбан 04.12.2010 в 13:35
Веберн, Антон фон 04.12.2010 в 13:35
Шёнберг, Арнольд 04.12.2010 в 13:35

рекомендуем

смотрите также

Хота Музыкальные жанры и формы
Жюри Термины и понятия
Исполнение музыкальное Термины и понятия
Казахская музыка Национальные культуры
Синкопа Теория музыки
Египетский балет Балет и танец
Пуанты Балет и танец
Интермедия Музыкальные жанры и формы
Иллюстрация музыкальная Термины и понятия

Реклама