«Моисей и Аарон» (нем. Moses und Aron) — опера австрийского композитора Арнольда Шёнберга в 3 действиях; либретто композитора.
Премьеры: 12 марта 1954 года, Гамбург, концертное исполнение; 6 июня 1957 года, Цюрих, театральная постановка.
Главные персонажи: Моисей (разговорная роль), Аарон (тенор), Священник (бас), Молодая девушка (сопрано), Больная (контральто), Молодой юноша (тенор).
Шёнберг был ярким представителем экспрессионизма, в дальнейшем сформулировал и претворил в своем творчестве принципы додекафонии. Ярким примером экспрессионистического периода творчества Шёнберга является его монодрама «Ожидание» (1909). В дальнейшем он в своих вокальных сочинениях применял т. н. речевую мелодию (Sprechgesang). Этот стиль пения он использовал в партии Моисея в своей неоконченной опере «Моисей и Аарон». Шёнберг сам написал либретто к этой опере, в которой выразил свое философско-эстетическое кредо.
Сочинение посвящено известному ветхозаветному эпизоду, повествующему об исходе евреев во главе с Моисеем и его братом Аароном (которого Бог избрал в качестве проповедника моисеевых мыслей) из Египта, их долгому странствованию по пустыне и событиям на горе Синай. Шёнберг делает центром либретто конфликт между братьями, связанный с тем, что они по-разному воспринимали Бога. Если для Моисея Бог был олицетворением духовного начала, то Аарон, как и весь израильский народ, пытался понять его, как конкретное, телесное существо.
Апофеозом конфликта стал известный библейский эпизод, когда во время сорокадневного отсутствия Моисея, принимавшего Божий завет на Синае, народ, благодаря Аарону, стал поклоняться Золотому тельцу, тем самым нарушив завет Бога. Коллизия усиливается также из-за того, что Моисей ощущает свое косноязычие и неспособность самостоятельно, без помощи брата, донести до израильтян слова Бога. В конце концов Аарон умирает, а Моисей зовет народ идти с ним, чтобы достичь заветной цели.
Это сочинение Шёнберга (оставшееся неоконченным) очень популярно и часто ставится на сценах мира. Отметим концертное исполнение 1974 года в Лондоне (дирижер Булез, Аарон — Р. Кассили). Среди лучших постановок спектакль Венской оперы (1973, режиссер Фридрих), на Зальцбургском фестивале (1987, режиссер Поннель).
Дискография: CD — Decca. Дир. Шолти, Моисей (Мацура), Аарон (Лангридж), Священник (Хаугланд), Молодая девушка (Бонни).
Е. Цодоков
Одно из главных произведений додекафонного периода и всего творчества Шёнберга — опера «Моисей и Аарон», создававшаяся в начале 30-х годов. Работа над ней была прервана вынужденной эмиграцией композитора, а впоследствии он не смог возвратиться к ней для написания заключительного, третьего акта. Однако и в незавершенном виде опера достаточно органична как целое. Это произведение вошло в оперную классику XX века и, в отличие от написанной в тот же период комической оперы «С сегодня на завтра», ор. 32 (1928), находится в репертуаре театров — тех, которые способны справиться с огромными трудностями его исполнения.
Опера «Моисей и Аарон» лучше других сочинений свидетельствует о важных сдвигах в эстетике Шёнберга. Ранее его искусство кричало о неустроенности, несчастьях и тревогах индивидуума, заглядывало в тайники подсознания, оно все было проникнуто субъективностью. Теперь же период «Sturm und Drang» с его крайностями остался позади, наступил этап более широкого взгляда на мир, обретения общечеловеческого смысла.
Шёнберг вновь (после «Лестницы Иакова») избирает библейскую тему, трактуя ее в нравственно-философском аспекте. Именно поэтому «Моисей и Аарон» занимает по праву место среди созданных композиторами XX века опер — философских драм, что выдвигает Шёнберга в ряд деятелей искусства, задумывавшихся о кардинальных проблемах человеческого бытия (Т. Манн, Г. Гессе, Р. Музиль).
Основным содержанием оперы является конфликт между пророком Моисеем и его братом Аароном, представляющими антагонистические начала – Мысль и Образ. Антитеза оказывается весьма емкой и многоплановой: философская мысль как чистое воплощение нравственной идеи противопоставляется искусству – порождению чувственного восприятия мира, тем самым тяготеющему и к демоническому началу. В силу этого искусство способно отвлекать людей от служения истине, пробуждать в них темные страсти.
Отметим также, что главный конфликт оперы косвенно отражает и основную оппозицию, заключенную в творчестве самого Шёнберга. Ведь главный его пафос – в отстаивании всего сущностного (концентрированное тематическое развитие) за счет декоративного, второстепенного (орнаментальные планы фактуры).
Противоположность главных действующих лиц подчеркнута характером их партий: отличающаяся суровым пафосом партия Моисея почти целиком основана на Sprechgesang, в то время как партия Аарона (тенор) подчеркнуто кантиленна, для нее характерны цветистые, даже изнеженные обороты. Именно в силу внешней привлекательности Искусство, воплощенное в ариозном пении, оказывается более приемлемым для толпы, чем Мысль и Истина. Поэтому Аарону удается увлечь иудеев к грехопадению, высшей точкой которого оказывается знаменитый Танец вокруг Золотого тельца в конце второго акта. Это кульминация всей оперы, здесь достигает апогея оргиастическое возбуждение толпы, так и не дождавшейся возвращения Моисея, который отправился за Божественной Истиной.
Своей оперой Шёнберг утверждает правоту Мысли, противопоставляя ее разгулу темных, иррациональных сил. Возможно, так он откликнулся на демагогию фашистского тоталитаризма, утвердившегося в Германии и ведшего охоту за душами людей.
Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.
• Характеристика творчества Шёнберга