Монодрама Арнольда Шёнберга «Ожидание»

Композитор
Год создания
1909
Дата премьеры
06.06.1924
Жанр
Страна
Австрия
Арнольд Шёнберг. Портрет работы Рихарда Герстля, 1906

«Ожидание» (нем. Erwartung) — монодрама Арнольда Шёнберга для голоса и большого симфонического оркестра (ор. 17). Либретто Марии Паппенхайм при участии композитора. Монодрама создана в августе – октябре 1909 г.

Впервые исполнена 6 июня 1924 г. в Новом немецком театре в Праге в рамках фестиваля Международного общества новой музыки под управлением А. фон Цемлинского, солистка — М. Гутхайль-Шодер. Первое исполнение в России состоялось 16 января 1979 г. в Большом зале Московской консерватории под управлением Г. Н. Рождественского, солистка М. Х. Мирошникова.

Одноактная монодрама (опера с одним действующим лицом) «Ожидание» (на текст Марии Паппенхайм, ор. 17, 1909) по определению И. И. Соллертинского, представляет собой воплощение в музыке экспрессионистской «драмы крика» и выражает то, что может пережить человек в минуту высшего напряжения и величайшей остроты восприятия.

Интенсивно развивающаяся музыкальная ткань «Ожидания» полностью соответствует требованиям «эстетики избежания». Она лишена малейших признаков традиционной структурной орга­низации и полностью атематична (в этом отношении монодра­ма, учитывая ее крупный масштаб, уникальна даже для музы­ки XX века, включая творчество самого Шёнберга).

В сюжете монодрамы переплетаются мотивы любви и ревности, стра­ха и отчаяния. Ночью на освещенной луной опушке леса бродит одетая в белое женщина, в болезненной тревоге она ищет своего возлюбленного. Ее беспокойство возрастает с каждой секундой, ей чудятся дикие, фантастичес­кие тени. Ее душой владеет безотчетный ужас за судьбу любимого. Наконец она спотыкается о нечто, лежащее на земле: у ее ног лежит труп. Она не хочет верить, что это тот, кого она искала. В проносящихся хаотическим вихрем воспоминаниях встает образ другой женщины. Отчаяние сменяется взрывом ненависти к той, что отняла у нее возлюбленного. Наступает блед­ное, туманное утро.

Название монодрамы стало нарицательным: как яркое твор­ческое достижение Шёнберга, она своей образной сферой дала повод односторонне рассматривать его творчество (а произве­дения атонального периода — все без исключения) как воплощение напряженного ожидания катастрофы, безграничного отчаяния. Этому способствовали и некоторые высказывания самого композитора — например, в одном из писем Шёнберг соглашается с характеристикой его музыки, данной амери­канским хореографом М. Крэгом: «Макабр, мистика, поиски неведомого, мечты о бегстве от действительности, страх перед нашим будущим».

Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

Характеристика творчества Шёнберга

реклама

вам может быть интересно

Мендельсон. Виолончельное творчество Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама