«Ожидание» (нем. Erwartung) — монодрама Арнольда Шёнберга для голоса и большого симфонического оркестра (ор. 17). Либретто Марии Паппенхайм при участии композитора. Монодрама создана в августе – октябре 1909 г.
Впервые исполнена 6 июня 1924 г. в Новом немецком театре в Праге в рамках фестиваля Международного общества новой музыки под управлением А. фон Цемлинского, солистка — М. Гутхайль-Шодер. Первое исполнение в России состоялось 16 января 1979 г. в Большом зале Московской консерватории под управлением Г. Н. Рождественского, солистка М. Х. Мирошникова.
Одноактная монодрама (опера с одним действующим лицом) «Ожидание» (на текст Марии Паппенхайм, ор. 17, 1909) по определению И. И. Соллертинского, представляет собой воплощение в музыке экспрессионистской «драмы крика» и выражает то, что может пережить человек в минуту высшего напряжения и величайшей остроты восприятия.
Интенсивно развивающаяся музыкальная ткань «Ожидания» полностью соответствует требованиям «эстетики избежания». Она лишена малейших признаков традиционной структурной организации и полностью атематична (в этом отношении монодрама, учитывая ее крупный масштаб, уникальна даже для музыки XX века, включая творчество самого Шёнберга).
В сюжете монодрамы переплетаются мотивы любви и ревности, страха и отчаяния. Ночью на освещенной луной опушке леса бродит одетая в белое женщина, в болезненной тревоге она ищет своего возлюбленного. Ее беспокойство возрастает с каждой секундой, ей чудятся дикие, фантастические тени. Ее душой владеет безотчетный ужас за судьбу любимого. Наконец она спотыкается о нечто, лежащее на земле: у ее ног лежит труп. Она не хочет верить, что это тот, кого она искала. В проносящихся хаотическим вихрем воспоминаниях встает образ другой женщины. Отчаяние сменяется взрывом ненависти к той, что отняла у нее возлюбленного. Наступает бледное, туманное утро.
Название монодрамы стало нарицательным: как яркое творческое достижение Шёнберга, она своей образной сферой дала повод односторонне рассматривать его творчество (а произведения атонального периода — все без исключения) как воплощение напряженного ожидания катастрофы, безграничного отчаяния. Этому способствовали и некоторые высказывания самого композитора — например, в одном из писем Шёнберг соглашается с характеристикой его музыки, данной американским хореографом М. Крэгом: «Макабр, мистика, поиски неведомого, мечты о бегстве от действительности, страх перед нашим будущим».
Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.
• Характеристика творчества Шёнберга