Марсель Дюпре. «Крестный путь»

Композитор
Год создания
1931
Жанр
Страна
Франция
Марсель Дюпре

Двадцатое столетие часто представляется как век воинствующего атеизма. Действительно, в Новейшее время Бог в человеческом сознании оказался потесненным как никогда. Но и в эту эпоху люди обращали взоры к Небесам, и в двадцатом веке создавались произведения духовного содержания. Мы расскажем об одном из них – о «Крестном пути» французского композитора Марселя Дюпре.

Это сочинение Дюпре написал для своего любимого инструмента, которым сам блестяще владел – для органа. Заглавие его отсылает к одному из эпизодов Евангелия, части Страстей Христовых. Крестный путь Иисуса Христа начинается вынесением Ему смертного приговора и заканчивается смертью на кресте. По пути от дворца прокуратора до Голгофы Он несет свой крест, изнемогая и неоднократно падая под его тяжестью, но человек по имени Симон Киринеянин помогает Ему нести крест. По пути Спаситель встречается с Матерью, с плачущими женщинами, с него срывают одежды. Этот эпизод Евангелия многократно воплощался в искусстве – картины под названием «Несение креста» создавали Иероним Босх, Паоло Веронезе, Тициан, Эль Греко и другие художники. Обращались к этому библейскому сюжету и композиторы – например, Ференц Лист создал ораторию «Крестный путь».

Источником вдохновения для Марселя Дюпре при создании «Крестного пути» (фр. Le Chemin de la croix) послужил не евангельский текст непосредственно, а произведение его соотечественника Поля Клоделя. Это французский поэт и драматург выделяется среди современников своей приверженностью христианской вере, причем в самом традиционном ее понимании. Присутствуя в 1886 году на Рождественской мессе в Соборе Парижской Богоматери, он вдруг ощутил присутствие Бога: «Всему, в чем я был уверен, пришел конец», – вспоминал впоследствии писатель. С этого момента и до конца жизни он оставался верным приверженцем католической церкви, и вера не была для него ни пустым словом, ни данью традиции – хотя внешне это выглядело именно как «традиционная церковность». Но именно такая «традиционность» казалась вызовом общественному мнению в ту эпоху, когда жил и творил Клодель. Но позиция поэта ясно выражалась словами из его «Крестного пути»: «И теперь мне нечего более искать на небе вместе с еретиком и безумцем. С меня достаточно вполне этого Бога, которого закрепили четыре гвоздя».

«Крестный путь» Клоделя – это цикл из четырнадцати стихотворений, каждое из которых соответствует определенной «остановке», то есть эпизоду Крестного пути (встреча с женщинами, снятие одежд и другие). Это не просто последовательное изложение евангельского сюжета – это размышления поэта о нем: в каждом из таких моментов Клодель переходит от описания событий к эмоциональной реакции на них, к поиску глубокого философского смысла происходящего. В стихах Клоделя явственно ощущается та параллель, которую проводит автор между судьбой Спасителя и судьбой поэта в мире.

Именно размышления поэта воплотил в органной музыке Марсель Дюпре. Главную роль при этом играет передача эмоционального настроя стихотворений, а звукоизобразительные моменты используются для воспроизведения событий. Как и цикл Поля Клоделя, «Крестный путь» Дюпре состоит из четырнадцати частей, из которых первая и четырнадцатая играют соответственно роль пролога и эпилога – так же обстоит дело и в одноименной оратории Листа. Впрочем, это не единственная «точка пересечения» двух произведений, относящихся к разным эпохам. Например, у Дюпре – как и у Листа – четвертая, шестая и восьмая части воплощают женские образы, имея лирическую природу. Другие пьесы связаны с образом Спасителя, идущего к своей смерти и изнемогающего под тяжестью креста. Кульминацией становится одиннадцатая часть – «Распятие».

В музыкальной драматургии цикла важную роль играет лейтмотивная система. К этому располагают сами стихи Поля Клоделя, в которых много образов-символов, позаимствованных из Евангелия. Лейтмотивы связаны с образами креста, дороги (которая трактуется и как Крестный путь Спасителя, и как ассоциируемый с ним жизненный путь христианина). Развернутых мелодий нет, роль тем играют интервальные ходы. Сами по себе они могут показаться не особенной яркими, но приобретают исключительную выразительность благодаря тембровой окраске. Особенно часто использует Марсель Дюпре крайние регистры: в большой октаве лейтмотивы звучат глухо и мрачно, а в третьей октаве – пронзительно и звонко.

Регистровка Марселя Дюпре представляется не самой новаторской для своего времени, но очень красочной. Он редко смешивает регистры, отдавая предпочтение «чистым» тембрам, а также сочетаниям регистров одного семейства, взятым на разных мануалах.

«Крестный путь» Марселя Дюпре написан в 1931 году, он относится к той же эпохе, что и «Вознесение» и «Небесное причастие» Оливье Мессиана. Это произведение Дюпре можно рассматривать как аналог жанра пассионов в инструментальной музыке.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама