Гендель. Оратория «Израиль в Египте»

Israel in Egypt, HWV 54

Композитор
Год создания
1739
Дата премьеры
04.04.1739
Жанр
Страна
Германия
Георг Фридрих Гендель / George Frideric Handel

Состав исполнителей: 2 сопрано, альт, тенор, 2 баса, двойной хор, оркестр.

История создания

Чудесным образом исцелившись от паралича, поразившего его в апреле 1737 года, 53-летний Гендель переживает необыкновенный творческий подъем. На протяжении следующего года он создает одну за другой 2 оперы, 2 оратории, концерты для органа, трио-сонаты — все полные радости и победного кипения жизненных сил. «Эта сверхчеловеческая плодовитость производит впечатление силы природы, поля, в одну весеннюю ночь покрывающегося цветами», — писал исследователь творчества Генделя Ромен Роллан. В апреле 1738 года композитор удостоился всенародного признания: его беломраморная статуя была установлена в большом гроте в садах Воксхолла на берегу Темзы, где лондонское общество каждый вечер с конца апреля до начала августа собиралось на оркестровые, вокальные, органные концерты (21 год спустя тот же скульптор стал автором надгробного памятника композитору в Вестминстерском аббатстве).

Сочинение «Израиля в Египте» заняло всего 20 дней ноября 1738 года. Имя автора либретто до сих пор остается неизвестным. Возможно, им был Чарлз Дженненс (1700—1773), с которым композитор познакомился как раз в это время, а может быть, либретто составил сам Гендель по Ветхому Завету — Второй книге Моисеевой «Исход» (разделы «Под тяжким игом рабства», «Казни египетские», «Переход через Чермное (Красное) море», «Песнь Моисея», «Песнь Мириам» и псалмы №78, 105, 106.

Первоначально оратория имела еще одну (первую) часть, посвященную оплакиванию Иосифа, смерть которого предшествовала Исходу израильтян из Египта. Но после первых же исполнений Гендель эту часть вместе с увертюрой превратил в самостоятельный «Траурный антем на смерть королевы Каролины». Это было вызвано, в частности, неблагоприятным приемом, оказанным публикой «Израилю в Египте» на премьере. Она состоялась под управлением автора 4 апреля 1739 года в Лондоне, в Королевском театре, где Гендель ставил свои оперы. И в дальнейшем, на протяжении почти столетия, оратория не пользовалась успехом. Лишь Мендельсон, исполнивший ее в немецком переводе, завоевал ей широкую популярность в Германии и других странах Европы.

Музыка

«Израиль в Египте» уникален среди ораторий Генделя: это хоровая эпопея, где из 30 номеров 19 составляют хоры; в 1-й части их 10 при одной арии. Нет ни Моисея, ни Мириам — только израильский народ. Другая характерная особенность — обилие красочных изобразительных номеров, рисующих то казни египетские, то волны Красного моря.

Таковы №4—6: хоровая фуга с угловато изломанной темой — «Вода превращается в кровь» (первая казнь); ария альта — «Жабы в домах» (вторая казнь): оркестровое сопровождение передает их неуклюжие прыжки; двойной хор — «мошки на людях и на скоте и на фараоне, и в доме его и на рабах его, вся персть земная»: противопоставление мощных возгласов в сопровождении аккордов тромбонов («Он слово рек») и летучих пассажей скрипок. Еще одна казнь, тьма египетская, воплощена в №8 — кратком хоре, медленном и мрачном, с хроматизмами, неустойчивыми гармониями и свободным, не имеющим завершения развитием. В грандиозном двойном хоре №12 возникают и расступившиеся воды, и торжественный переход израильтян по морю как по суше, и гибель врагов в морских волнах. 2-ю часть оратории открывает не менее грандиозный двойной хор №14. Это мощная благодарственная песнь Моисея и детей Израиля в честь Господа. В ставшем знаменитым дуэте басов «Господь муж брани» (№17) виртуозные гаммы в перекличках двух низких голосов подражают набегающим волнам, погубившим фараоново войско. Широко развернут двойной хор «Услышали народы и трепещут; ужас объял жителей Филистимских» (№25) — суровый, с энергичным пунктирным ритмом. Завершающий ораторию двойной хор с солирующим сопрано «Пойте Господу» (№30) — победная песнь Мириам — повторяет №14, обрамляя таким образом всю вторую часть.

А. Кенигсберг


«Израиль в Египте» — величественное эпическое полотно. В качестве героя здесь выступает весь народ, и повествование о его судьбе, страданиях, надеждах и радостях составляет главное содержание оратории.

В основу произведения положена библейская легенда о чудесном освобождении древнего еврейского народа из египетского плена, о переходе через Чермное (Красное) море в землю обетованную. Собственно, фабула, развитие сюжетной линии в «Израиле в Египте» отсутствует. Первая часть посвящена последовательному описанию египетских казней (Казни бог послал на египтян за то, что они не хотели отпустить пленных евреев. Описание египетских казней в оратории занимает десять номеров (4—13). В четвертом номере рассказывается о том, как вода во всех источниках превратилась в кровь; в пятом — о лягушках, разносивших чуму; в шестом — о налетевших стаях мух и саранчи, уничтоживших посевы; в седьмом — о разразившемся дожде с градом; в восьмом — о страшной мгле, покрывшей землю, и т. д. и т. п.) и происшедшего чуда: перехода евреев через море и гибели египтян. На протяжении всей второй части оратории народ восхваляет бога, торжествуя и радуясь избавлению от рабства.

Героя — весь народ — олицетворяет хор. Произведение состоит из законченных номеров, в которых последовательно описываются ниспосланные богом казни, а затем передаются переживания народа. В оратории нет драматических столкновений и конфликтов, нет обрисовки отдельных лиц. «Израиль в Египте» — народная хоровая эпопея, или, как называет ее Ромен Роллан, «безликая эпопея». Хоры определяют склад и характер музыки. Из тридцати номеров, составляющих композицию, девятнадцать отведено хорам; остальные номера — четыре арии, три дуэта, четыре коротеньких речитатива — имеют второстепенное значение. Возможно, что упомянутые выше несколько арий и дуэтов Гендель ввел лишь с целью разнообразить некоторую однотонность сплошного хорового звучания, хотя он не останавливается и перед тем, чтобы подряд, один за другим дать восемь хоровых эпизодов.

В «Израиле в Египте» Гендель демонстрирует редкую творческую изобретательность, непревзойденное мастерство хорового письма. Он виртуозно использует громадные выразительные возможности, заложенные в самой природе хоровой музыки: насыщает фактуру полнозвучием восьмиголосного хорового состава, извлекает множество эффектов из противопоставления двух четырехголосных хоров: излагает их то в форме фуги или свободной имитации, то собирает все звучание в стройные аккордовые колоннады, часто противопоставляет хор с оркестровым tutti воздушному звучанию a cappella или один солирующий голос — всей массе хора и оркестра.

Оркестр существенно дополняет хор. Положение оркестра в оратории «Израиль в Египте» не ограничивается вспомогательной, аккомпанирующей ролью. Происходящие по легенде события (египетские казни, переход через Чермное море, гибель египтян) представлены в виде серии красочных музыкальных картин и обрисованы средствами оркестровой музыки. Таким образом, задача изобразительная, описательная в «Израиле в Египте» возложена на оркестр. Живописуя и иллюстрируя смысл произносимого хором текста, оркестр способствует «наглядности», конкретной образности музыкального письма.

В. Галацкая

реклама

вам может быть интересно

Эжен Изаи. Соната для скрипки соло No. 6 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама