Барток. «Контрасты»

Contrasts

Композитор
Год создания
1938
Жанр
Страна
Венгрия

Бела Барток / Béla Bartók

Среди камерных сочинений венгерского композитора Белы Бартока есть только одно, в котором принимает участие духовой инструмент – «Контрасты». Продолжительность звучания этого трехчастного произведения не превышает шестнадцати минут. Оно скромно не только по масштабу, но и по образному содержанию: здесь нет никаких углубленно-философских сосредоточенных размышлений о жизни, все намного проще, чем, например, в струнных квартетах Бартока, а жанровая основа играет весьма важную роль.

Появление произведения для скрипки, кларнета и фортепиано в 1938 г. не вызывает удивления – интерес к деревянным духовым проявляли многие современники Бартока. Можно назвать такие произведения, как Октет Игоря Федоровича Стравинского, некоторые ансамблевые сочинения Пауля Хиндемита, Квинтет для духовых и Серенада Арнольда Шёнберга, Маленькая симфония для духовых Дариуса Мийо, Трио с кларнетом Арама Ильича Хачатуряна, да и самому Бартоку кларнет был небезразличен – например, в балете «Чудесный мандарин» именно он излагает тему «любовных соблазнов». В тех произведениях Бартока, где деревянные духовые не участвуют – например, в струнных квартетах – иногда возникают имитации свирельных наигрышей, и от этого был один шаг до создания камерного произведения с участием инструмента из группы деревянных духовых. Непосредственным поводом послужила просьба американского кларнетиста Бенни Гудмена.

Почему Барток дал произведению заглавие «Контрасты»? Не исключено, что он хотел подчеркнуть контрастность тембров кларнета, скрипки и фортепиано. Инструменты здесь действительно противопоставляются друг другу, почти «соревнуясь» – до такой степени, что сравнительно небольшое камерное сочинение приобретает черты инструментального концерта: и скрипка, и кларнет наделены блестящими сольными каденциями. Очень редко они играют в терцию или в унисон – как правило, каждый инструмент проводит свою собственную линию, они поочередно излагают темы.

Гудмен, по желанию которого создавались «Контрасты», не мог пожаловаться, что композитор не дал ему возможности показать себя блестящим виртуозом – Барток представил технику игры на кларнете во всей красе: гаммаобразные и арпеджированные пассажи в различных регистрах, трели, контрастные штрихи. Не менее сложна скрипичная партия. Например, в начале третьей части исполнитель должен перестроить две струны на полтона ниже, а позднее вернуть инструмент к обычному строю. Такая сложность потребовалась для того, чтобы скрипач мог исполнять тритоны на открытых струнах (тембр при этом получается несколько иной, чем если бы музыкант использовал струны, одна из которых была бы прижата).

Возможно, что в заглавие «Контрасты» вкладывался иной смысл – контрастность частей. Три части произведения противопоставляются не только по темпу (Moderato – Lento – Allegro vivace), но и по образному строю: созерцательная вторая часть с ее причудливой звукописью противопоставляется первой и третьей, в которых богато представлены жанровые элементы. Каждая из частей снабжена подзаголовком: «Вербункош», «Отдых», «Быстрый танец». Примечательно, что современники Бартока по-разному трактовали деревянные духовые: у одних композиторов они звучат как нечто холодное, почти внечеловеческое, другие же использовали эти инструменты для имитации народного музицирования. Барток в «Контрастах» отдает предпочтение второму варианту. Например, в начале первой части соло кларнета, поддерживаемое звонким пиццикато скрипки, напоминает звучание свирели и цимбал – типичное для венгерского фольклора сочетание. Скрипичная партия в «Контрастах» изобилует пассажами, трелями, форшлагами и другими мелизмами – все это напоминает о манере игры народных музыкантов, венгерских и цыганских скрипачей.

Связь с венгерским музыкальным фольклором – в частности, со стилем вербункош, что прямо заявлено в подзаголовке первой части – проявляется не только в особенностях инструментальной техники. В первой части первая тема сочетает окраску лидийского и миксолидийского ладов с подчеркиванием характерных интервалов – тритона, малой септимы. Двухдольный ритм финала напоминает чардаш. Но присутствуют в произведении черты и другого пласта венгерского фольклора – крестьянского: в среднем разделе первой части появляется медленная тема, напоминающая песню-плач. Во второй части используется архаический лад, основанный на тритоне и малых секундах. Использует Барток и свой излюбленный «болгарский» ритм: в трио заключительной части чередуются двухдольные и трехдольные обороты.

Первыми исполнителями «Контрастов» стали американский кларнетист Бенни Гудмен, венгерский скрипач Йожеф Сигети и сам Бела Барток.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама