Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Композитор
Год создания
1936
Дата премьеры
02.05.1936
Жанр
Страна
СССР
Сергей Сергеевич Прокофьев, 1926. Портрет работы Зинаиды Серебряковой

Симфоническая сказка для детей, для чтеца и большого симфонического оркестра, ор. 67. Слова С. Прокофьева (1936)

«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым на собственный текст весной 1936 года, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в её Центральном детском театре. Главная задача сказки — познакомить ребёнка с тем, как звучат инструменты оркестра: струнные, флейта, гобой, валторна и так далее. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом (текст для которого написан самим композитором) и оркестром.

Сюжет

Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка и, в тот момент когда волк пытается её поймать, накидывает ему на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса вышли Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Музыка

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), до мажор, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
Птичка ― флейта в высоком регистре, соль мажор, виртуозные пассажи;
Утка ― гобой, ми-бемоль мажор/ля-бемоль мажор, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка ― кларнет, соль мажор, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
Дедушка ― фагот, тема в си миноре, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
Волк ― три валторны, тема в соль миноре;
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш).

* * *

«Мне хочется... сказать нашим юношам и девушка: любите и изучайте великое искусство музыки... Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Музыка еще более приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства». Эти слова выдающего советского композитора Дмитрия Шостаковича в полной мере можно адресовать и нашим детям. Чем раньше человек соприкоснется с искусством, тем богаче будет его мир чувств, мыслей, идей.

Раньше — это значит в детстве.

Советскими композиторами создано для детей множество музыкальных произеведний, в том числе симфонических сказок. Но самой яркой, образной остается симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», вводящая детей в мир большой музыки.

Выдающийся советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) — автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семён Котко», «Повесть о настоящем человеке», балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и множества других произведений, — в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального Детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.

Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого — познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н. И. Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка — флейта, утка — гобой, дедушка — фагот, кошка — кларнет, волк — валторны, Петя — струнный квартет.

«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального Детского театра состоялось 2 мая 1936 года. По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как перед началом этого концерта познакомить ребят с различными группами музыкальных инструментов, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышать индивидуальное звучание каждого.

...Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях, добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста сказки было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием», — вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр».

Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) дает возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором, легко воспринимается юными слушателями.


Неисповедимы бывают пути возникновения композиторских замыслов. Иной раз идея произведения кристаллизуется годами, в других случаях приходит как озарение, в третьих композитор просто сочиняет по заказу. А бывает и так, что тему подсказывают обстоятельства, друзья. Именно так вот, неожиданно, родилась у Сергея Прокофьева мысль написать симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Правда, была у нее и предыстория: композитор всегда охотно сочинял для детей, еще в молодые годы написал сказку «Гадкий утенок» для голоса и фортепиано, сочинил фортепианный цикл «Сказки старой бабушки». И все же в середине 30-х годов, когда он был во власти многих крупных замыслов, едва ли кто мог предположить, что среди них будет и этот.

Летом 1935 года композитор вместе с семьей впервые попал на спектакль Детского театра, руководимого талантливым молодым режиссером Наталией Сац. Шла опера Л. Половинкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Композитору спектакль понравился, детям его, очевидно, тоже, во всяком случае после этого семья Прокофьевых зачастила в театр и пересмотрела там практически весь репертуар. Познакомившись с руководительницей труппы, Прокофьев нередко беседовал с ней, обсуждал музыкальный аспект спектаклей. Вот тогда-то и решила Наталия Сац уговорить всемирно известного музыканта написать что-нибудь и для ее юных зрителей.

«Мне загрезилась сказка, да, сказка — ведь нашей советской действительности Прокофьев тогда еще до конца не ощутил, недавно в Москву из-за границы вернулся-сказка для симфонического оркестра. Какая-то совсем новая — он в музыке первооткрыватель, у него „великий почин инициативы“. Вот если бы Сергея Сергеевича увлекла мысль написать симфоническую сказку, где по ходу музыки звучит и неразрывно с ней связанное слово!»

Однако «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Не сразу решилась руководительница театра поделиться своей мечтой с композитором. Прокофьев тем временем уезжал на гастроли в Испанию и Северную Африку, а, вернувшись в столицу в начале следующего года, получил приглашение на открытие нового здания только что созданного под руководством Сац на базе ее труппы Центрального детского театра. Он с удовольствием пришел на симфонический концерт, где пели такие прославленные солисты, как В. Барсова и И. Козловский, а через несколько дней руководительница театра посетила композитора в его новой квартире. Медленно, издалека, подходила она к теме разговора, которая и привела ее сюда, пока, наконец, решилась.

«У наших ребят, всех без исключения,— решительно начала она,— огромный интерес к театру; у нас, взрослых, большое желание, чтобы ребята с малых лет узнали, полюбили, заинтересовались музыкой. Чтобы все умели слушать музыку так же, как читают книги. Но музыки, написанной для слушания маленькими ребятами, нет или почти нет. Вы заметили, как охотно ребята ходят в театр, смотрят спектакли, а слушать музыку, когда нет ничего перед глазами, им трудно. Мы говорим им вступительное слово, поясняем намерения композитора, но начинается музыка, и они без какого-то путеводителя по ходу ее звучания снова теряют понимание и интерес. Песни более доступны малышам, потому что там слово и музыка все время связаны, помогают друг другу. Не создать ли нам новые симфонические сказки, где по ходу музыкального действия, звучания музыки будут нужные слова, держась за которые ребята сориентируются в море звуков?»

Сергей Сергеевич заинтересовался и спросил: «А как вы представляете эту сказку, ее образы?»

Так завязался долгий разговор, содержание которого, очевидно, заинтересовало композитора. И действительно, он не прошел бесследно. Вскоре уже Прокофьев позвонил Сац, приехал к ней, полный конкретных идей, связанных с будущим сочинением. «Целый вечер до последнего трамвая мой милый „Рёниш“ наслаждался прикосновением пальцев Прокофьева к его клавишам,— вспоминает Сац.— Мы фантазировали всевозможные сюжеты: я — словами, он — музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой познакомить младших школьников с музыкальными инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом — а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

С того дня композитор по-настоящему загорелся идеей детской сказки. Немало вечеров провели они вместе, работая над либретто, а потом композитор сказал: «Теперь мне пора остаться наедине с самим собой. Позвоню, когда захочу сыграть то, что получится». Прошла всего неделя, и черновой набросок сказки был готов. Вместе с Наталией Сац его первыми слушателями стали десять ребятишек — актив ее театра. А еще через неделю после внесения необходимых поправок (с учетом детского восприятия) была готова партитура.

Первая, неофициальная премьера состоялась в одном из филармонических концертов, где текст читала не Наталия Сац, и прошла незамеченной. А настоящая премьера, состоявшаяся в самом театре в дни традиционного Фестиваля искусств, стала событием незаурядным. Предоставим еще раз слово Н. Сац: «Я вышла на сцену, когда все музыканты уже сидели на своих местах, и сказала ребятам, что познакомлю их с симфоническим оркестром.

— Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев поручил каждому из музыкальных инструментов свою особую роль в симфонической сказке, которую вы сейчас услышите. Роль Птички будет исполнять флейта, познакомьтесь с характером ее звучания (встает флейтист и играет первые фразы музыки птички). Роль Утки Сергей Сергеевич поручил гобою (гобоист встает и играет лейтмотив утки). Кларнет исполнит роль Кошки (соло кларнетиста), а фагот — ворчливого Дедушки (вид фагота и его интонация вызывают оживление, смех). Роль Волка будут играть сразу три валторны, чтобы было страшнее (три валторниста играют лейтмотив волка). Выстрелы охотников Сергей Сергеевич поручил литаврам и барабану (в зрительном зале после ударов литавр и барабана раздается: „Здорово!“), а роль главного действующего лица-Пети — будет исполнять не один инструмент, а весь струнный квартет-его характер сложнее. Симфоническая сказка „Петя и волк“ композитора Прокофьева сейчас начнется (отхожу в сторону и уже из „знакомящей тети Наташи“ превращаюсь в исполнителя сказки, говорю негромко, как бы предчувствуя первые звуки музыки Прокофьева — главное сейчас музыка). „Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку“.

Успех „Пети и волка“ был огромен — об этой сказке писали наши газеты, журналы, писали за границей, после этого концерта „Петя и волк“ получил большую жизнь на концертных эстрадах всего мира».

К этим словам ныне всемирно известного режиссера остается добавить, что жизнь симфонической сказки Прокофьева оказалась счастливой и долгой, и продолжается она по сей день. Причем произведение это не только исполняется в концертных залах, но не раз ставилось и как балет.

Благодаря чудесной, простой и выразительной музыке Прокофьева оно одинаково увлекает и взрослых, и детей. Недаром такой знаток музыки, как академик Б. Асафьев писал: «Что обыденнее эпизода детства некоего Пети в сказке „Петя и волк“, а там все, каждая деталь поведения и мальчика, и утки, и птицы, и кошки, и волка звучит в музыке так, словно все это произошло впервые на земле, и спрашиваешь себя, не тут ли элементы нового советского симфонизма без индивидуалистических интеллигентских самоанализов, но и без трагического восприятия действительности».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1986 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама