Глинка. Фортепианное творчество

Композитор
Жанр
Страна
Россия
М. И. Глинка. Портрет кисти Ильи Репина

С именем Михаила Ивановича Глинки связывается в первую очередь создание первых русских классических опер и симфонических произведений, столь же широкой популярностью пользуются его романсы, в то время как музыка, написанная им для фортепиано, часто оказывается «в тени». Между тем, эти произведения Глинки обладают несомненной художественной ценностью, а роль его фортепианного творчества в истории русской музыки трудно переоценить.

Аристократический быт глинкинской эпохи был насыщен музыкой, и фортепиано являлось неотъемлемой его частью. Михаил Иванович Глинка владел этим инструментом превосходно. Современники описывают его исполнение как исключительно мягкое и плавное, и в то же время исполненное страсти. «У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки», – отмечает Анна Петровна Керн. Неудивительно, что Глинка создавал произведения для инструмента, столь близкого ему. Многие из них «выросли» из музыкального быта эпохи – вальсы, мазурки, польки для фортепиано сочиняли многие современники Глинки (и не всегда это были профессиональные композиторы). В духе бытовой музыки написаны и ранние танцевальные пьесы Глинки – мазурки, котильон. Но в дальнейшем подобные миниатюры возвышаются над своим изначальным «прикладным» значением, приобретая психологическую глубину. «Вальс-фантазия», ставший одним из первых классических образцов русской симфонической музыки, первоначально был создан Глинкой в качестве фортепианной пьесы.

В своем фортепианном творчестве Глинка никогда не стремился к «виртуозности ради виртуозности», презрительно относясь к «новейшим модным пианистам», которые «рубят пальцами котлеты». Он сохранял приверженность традициям классического долистовского пианизма конца XVIII – начала XIX столетия. Фактура его фортепианных произведений сохраняла очарование простоты. Даже будучи в некоторых произведениях виртуозно-блестящей, она никогда не приобретала тяжеловесности и массивности, всегда оставаясь легкой и прозрачной.

Одним из пианистов, оказавших влияние на композитора, был Джон Фильд, у которого Глинка взял несколько уроков. Он очень поэтично описывает игру Фильда: «пальцы… рассыпались жемчугом по бархату». В историю музыки Фильд вошёл как создатель романтического жанра ноктюрна – и Глинка тоже создавал пьесы для фортепиано в этом жанре. Наиболее известен ноктюрн «Разлука», написанный в 1839 г. Автограф сочинения и его прижизненное издание не сохранились, а издание 1858 г. не снабжено никаким посвящением – тем не менее, из автобиографических «Записок» композитора известно, что эту лирическую пьесу он написал для своей сестры Елизаветы Ивановны Флёри. В ноктюрне прекрасно реализована фортепианная кантилена, а мелодический склад его близок к русскому бытовому романсу. Примечательно и подголосочное мелодическое развитие, которое впоследствии будет применяться многими русскими композиторами – Чайковским, Аренским, Рахманиновым.

Подобно многим отечественным композиторам рубежа XVIII-XIX вв., Глинка работал в жанре вариаций. Используемые им темы разнообразны – мелодии Вольфганга Амадея Моцарта, Луиджи Керубини, Винченцо Беллини, романс Александра Алябьева «Соловей». Использовал он и народные темы – не только русские – им написаны «Вариации на шотландскую тему» (заглавие не вполне точное – в действительности песня «Последняя летняя роза», которую использовал композитор, была не шотландской, а ирландской). Вариационные циклы Глинки, состоящие из пяти или шести вариаций, отличаются лаконичностью и стройностью. В процессе развития образное содержание темы может не только раскрываться во всей глубине, но и переосмысливаться – так, в «Вариациях на шотландскую тему» подчеркивается эпическое начало, а развитие темы алябьевского «Соловья» раскрывает драматичность стихотворения Дельвига едва ли не в большей степени, чем сам романс.

Весьма интересно «Каприччио на русские темы» для фортепианного дуэта. Впервые в русской музыке элементы симфонической разработки были использованы в сочетании с подголосочной полифонией, берущей начало в традициях народного хорового пения (чередование одноголосного изложения с многоголосным, введение подголосков, представляющих собою варианты мелодии).

Столь же интересную страницу фортепианного наследия композитора представляют его фуги. В этой области творчества, как и в других своих произведениях, композитор совмещает сложившиеся в западной музыке классические формы с русскими мелодическими чертами и народно-песенными принципами, и одно органично сочетается с другим, не вступая в противоречие. Лучшим полифоническим произведением Глинки стала Фуга ля минор – первый в русской фортепианной музыке выдающийся образец фуги.

Созданный в поздние годы жизни композитора цикл из четырёх фортепианных пьес «Привет Отчизне» («Воспоминание о мазурке», «Баркарола», «Вариации на шотландскую тему», «Молитва») считается вершиной его фортепианного творчества.

Список сочинений Глинки для фортепиано:

Вариации на оригинальную тему (1822-24?)
Вариации на тему русской песни «Среди долины ровныя» (1826)
Вариации на романс «Benedetta sia la madre» (1826)
Ноктюрн (Es-dur, 1828)
Мазурки (G-dur, 1828; As-dur и F-dur, 1833-34; c-moll, 1843; a-moll, 1852)
Вальсы (Es-dur и B-dur, 1838)
Вальс-фантазия (h-moll, 1839)
Разлука (La séparation, ноктюрн, f-moll, 1839)
Тарантелла (на тему песни «Во поле березонька стояла», a-moll, 1843)
Привет Отчизне (четыре пьесы, 1847)
Вариации на шотландскую тему (1847)
Las Mollares (Андалузский танец, переложение для фортепиано, 1855),
а также фуги, вариации на темы из произведений А. А. Алябьева, В. Беллини, Г. Доницетти, Л. Керубини, В. А. Моцарта и др.

Для фортепиано в 4 руки:
Экспромт в форме галопа на тему из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» (1832)
Каприччио на русские темы (1834, использованы темы рус. песен «Не белы снега», «Во саду ли, в огороде»)
Кавалерийская рысь (G-dur, C-dur, 1829-39)

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама