Дебюсси. Струнный квартет

String Quartet (g-moll), Op. 10, L. 91

Композитор
Год создания
1893
Дата премьеры
29.12.1893
Жанр
Страна
Франция
Клод Дебюсси / Claude Debussy

Творческое наследие Клода Дебюсси в области камерно-инструментальной музыки невелико, а в жанре струнного квартета им создано всего лишь одно произведение. Родилось оно в феврале 1893 г. Незадолго до этого – в 1889 г. – создал свой Струнный квартет Сезар Франк, и успех этого сочинения способствовал всплеску интереса к камерно-инструментальной музыке, которой отдал дань и Дебюсси. Создание Струнного квартета далось ему нелегко – ведь большим опытом в области сонатной формы он не обладал, несколько раз Дебюсси откладывал работу над произведением, но затем вновь возвращался к квартету, и в конечном итоге он был завершен. Дебюсси определил его как Первый квартет – это свидетельствует о том, что композитор намеревался продолжить работу в области данного жанра, но так и не сделал этого.

Струнный квартет занимает особое место в творчестве Клода Дебюсси. В нем нет тех особенностей, которые в первую очередь ассоциируются с музыкальным импрессионизмом вообще и со стилем Дебюсси в частности – ни гармонических, ни ритмических, ни интонационных. В соответствии с традициями жанра, Струнный квартет не является программным произведением (в отличие от большинства других инструментальных сочинений композитора). Французские исследователи усматривают в нем сильное влияние Сезара Франка. Квартет Дебюсси ближе к романтической традиции, чем к импрессионизму, композитор использует приемы тематического развития и принципы построения музыкальной формы, от которых он впоследствии отказался. Характерные для романтизма драматическая насыщенность музыкального материала, а также обозначения «с воодушевлением» и «со страстью» присутствуют в квартете Дебюсси, хотя встречаются в его творчестве достаточно редко.

По мнению многих французских исследователей, в Квартете проявилось влияние Сезара Франка, выразившееся в опоре на принцип монотематизма, а также в ряде интонационных особенностей. Но в произведении можно усмотреть влияние и других композиторов – например, острота мелодического рисунка роднит Квартет с музыкой Эдварда Грига, а легкий восточный оттенок лирики напоминает о творениях Александра Порфирьевича Бородина. Но сходство со всеми этими композиторами оказывается скорее внешним, чем внутренним – в Квартете нет ни григовской страстности, ни эмоциональной углубленности Бородина, ни экстаза и скорби, присущих творениям Франка. Композитор идет своим путем, а черты стиля предшественников, если и напоминают о себе, то получают своеобразное претворение. Нельзя не согласиться с Полем Дюка: «Квартет господина Дебюсси несет на себе печать его индивидуальной манеры».

В Струнном квартете Клод Дебюсси обратился к совершенно не характерному для его творчества четырехчастному сонатному циклу. Но даже в этом он отступает от традиций, указывая для каждой части не темп, а характер, причем не по-итальянски, а по-французски (лишь в медленной части использовано итальянское темповое обозначение). Еще более необычной выглядит трактовка инструментов. Широко используя пиццикато, игру с сурдиной, флажолеты и иные приемы в различных сочетаниях, композитор сближает звучание струнно-смычковых инструментов то с гитарой, то с духовыми инструментами, то с ударными.

Первая часть – Аnime et tres decide (Оживленно и очень решительно) – открывается темой, которая проходит через все произведение. Это синкопированная мелодия, отмеченная чертами фригийского лада. Одна из примечательных ритмических особенностей – триоль, изложенная шестнадцатыми (эта ритмическая фигура неоднократно появится в последующих частях). В сонатной форме она играет роль крайних разделов главной партии. Ее активности контрастирует лирический средний раздел. Исполнена лирики и побочная партия, близкая к колыбельной. Ни одна из лирических тем экспозиции не появляется в разработке – главной партии там противопоставляется новая кантиленная тема, которую некоторые черты роднят с главной: триоль, синкопы, восходящий мелодический ход. В репризе эта тема занимает место побочной партии. В коде возникают полиритмические сочетания (триоли восьмыми и триоли четвертями).

Часть вторая – Assez vif et bien rithme (Достаточно быстро и очень ритмично) – скерцо в трехчастной концентрической форме. Здесь у Дебюсси впервые возникают испанские музыкальные образы, которые появятся потом и в других сочинениях: опора на квинтовый тон, быстрое движение триолей, характерное для испанских танцев, пиццикато, имитирующее звучание гитары. Остинатный мотив, лежащий в основе мелодии, являет собою вариант основной темы, представленной в первой части и приобретающей здесь скерциозный характер. Новый вариант темы – лирический – появляется во втором разделе. В центральном разделе сопоставляются еще два варианта темы – кантиленный и сумрачно-скерциозный. Реприза идет в необычном размере – 15/8, причем все инструменты играют пиццикато.

Часть третья – Andantino, doucement expressif (Андантино, с нежной выразительностью) – трепетна и нежна. Подобно второй части, она имеет трехчастную концентрическую форму, и вновь большинство тем представляет собой варианты лейтмотива. Вторая тема, излагаемая альтом, не связана с ним непосредственно, но и в ней присутствует характерная триоль. Эта мелодия со славянским оттенком неоднократно прерывается таинственным звучанием «пустых» квинт.

Финал – Tres modere (Очень умеренно) – открывается вступлением, состоящем из двух разделов. В первом – медленном – звучат интонации основной темы. Второй – скерциозный – перекликается с «испанской» темой второй части. Главная партия отличается острым ритмом. Кульминацией экспозиционного раздела становится напряженная связующая партия. Побочная основана на кратком мотиве с пунктирным ритмом. Разработку заменяет эпизод, в котором появляется лирический вариант основной темы, данной в увеличении. Лейтмотив вновь появляется в репризе, а также в коде, звучащей поистине триумфально.

реклама

вам может быть интересно

Родион Щедрин. «Поэтория» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама