String Quartet No. 4 (e-moll), B. 19
Струнный квартет № 4 ми минор – последнее из трех камерных сочинений, созданных Антонином Дворжаком на рубеже 1860-1870-х гг. Предположительно он был завершен в 1870 г. Подобно двум предыдущим квартетам, он был уничтожен автором и сохранился лишь в виде отдельных инструментальных партий (впрочем, в отличие от Второго и Третьего квартетов, партии были переписаны рукой автора).
В ми-минорном Квартете – как и в двух его предшественниках – отразилось увлечение творчеством Рихарда Вагнера, и в этом произведении оно проявилось даже в большей степени, чем в двух предыдущих – чешский музыковед Ярмил Бургхаузер назвал его «самой вагнерианской пьесой во всей чешской истории». Влияние Вагнера – в частности, черты, роднящие Квартет с оперой «Тристан и Изольда» – проявляются в обилии хроматизмов, в стремлении к «бесконечной мелодии», в частом использовании ундецимаккордов и нонаккордов. Но наряду с вагнеровскими чертами в ми-минорном квартете проявилось влияние другого композитора-романтика – Ференца Листа. Это выразилось в стремлении к слитной одночастной композиции.
Три части ми-минорного Квартета исполняются без перерыва и строятся на родственном тематическом материале. Благодаря этому возникают очертания трехчастной композиции с варьированной репризой и кодой.
Часть первая – Assai con moto ed energico – представляет собой сонатное allegro. Она отличается предельной эмоциональной напряженностью, в усложненной гармонии некоторые исследователи усматривают предвосхищение исканий Клода Дебюсси, Игоря Стравинского и даже Арнольда Шёнберга. Фактура довольно насыщенная и плотная, каждый из инструментов ведет собственную мелодическую линию.
Часть вторая – Andante religioso – противопоставляется ей своей лирической самоуглубленностью и душевным спокойствием. В ее музыкальном материале в меньшей степени проявились какие-либо влияния, это прекрасный образец дворжаковской лирики (не случайно, уничтожив Квартет, композитор не забыл эту мелодию и впоследствии использовал ее в другом произведении – как основную тему одного из оркестровых ноктюрнов Op. 40). Возвращение музыкального материала первой части воспринимается как вторая разработка.
В третьей части – Allegro con brio – возникает реминисценция второй, медленной части. Завершается квартет кратким, но энергичным заключением Allegro vivace.
Струнный квартет № 4 ми минор лишь один раз был исполнен при жизни автора – в одном из частных музыкальных собраний.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →