Deux arabesques, L. 66
Фортепианный цикл «Арабески» Клод Дебюсси создал в 1888 г. Несколько лет прошло после написания первого фортепианного произведения композитора – «Цыганского танца», пьесы весьма грациозной, но лишенной композиторской индивидуальности. В пору ее создания Дебюсси являлся учителем музыки дочерей Надежды Филаретовны фон Мекк, она послала «Цыганский танец» Петру Ильичу Чайковскому, и тот оценил его весьма сурово: «Миленькая вещица, но уж слишком коротка. Ни одна мысль не высказана до конца». Но если применительно к «Цыганскому танцу» столь строгое суждение до известной степени можно считать справедливым, то об «Арабесках» ничего подобного сказать уже нельзя – несмотря на то, что фортепианной музыки между этими произведениями Клод Дебюсси не создавал. На чем же оттачивал он свое композиторское мастерство?
Как это ни парадоксально, той «творческой лабораторией», где формировался стиль будущего фортепианного композитора, стала вокальная музыка. Дебюсси в те годы был влюблен в певицу Мари-Бланш Ванье – женщину красивую и очень обаятельную. Он аккомпанировал своей возлюбленной во время домашних концертов и создавал для нее романсы, в них и выкристаллизовывался его индивидуальный композиторский «почерк», который позднее – в конце 1880-начале 1890-х гг. – получит воплощение в многочисленных творениях для фортепиано: «Грёзах», «Балладе», «Маленькой сюите», «Штирийской тарантелле», «Мазурке», «Ноктюрне», «Шотландском марше», Фантазии для фортепиано с оркестром – но первым в этом ряду стал небольшой, состоящий из двух пьес фортепианный цикл «Арабески».
В заглавие цикла вынесено понятие, которое обладало весьма важным значением для композитора на протяжении всей его творческой жизни. Хотя изначально это слово обозначает мотив восточного орнамента, украшающего ковры, архитектурные сооружение и различные металлические изделия, Дебюсси трактовал его значительно шире. В последующие годы он неоднократно упоминал о «божественной арабеске», происхождение которой он усматривал в традициях григорианского хорала, восхищался он «арабесками» Иоганна Себастьяна Баха.
Хотя индивидуальные черты стиля, проявившиеся в «Арабесках», несколько лет «вызревали» в рамках вокальной музыки, все же между этими двумя областями творчества Дебюсси в ранний период наблюдается некоторое различие. В романсах композитор берет курс на полное «раскрепощение» и формы, и музыкальных интонаций, в фортепианных же произведениях он кажется более осторожным, в большей степени стремится следовать традициям. Говорить применительно к этому циклу о подражательности нельзя – его «облик» слишком индивидуален для этого, однако некие влияния композиторов-предшественников ощущается в его образном строе.
Первая «Арабеска» – ми-мажорная, Andantino con moto – стала наиболее часто исполняемой из ранних фортепианных произведений Клода Дебюсси. Структура ее построения никаких сомнений не вызывает – в ней определенно выражены черты сложной трехчастной формы. В ее образном строе есть нечто от творений Ференца Листа – это выражается не только в общем мечтательном настроении пьесы, но и в некоторых конкретных деталях, например, нисходящие пентатонические ходы заставляют вспомнить об «Обручении» из «итальянского» тома цикла «Годы странствий». Изящество и элегантность пьесы сближает ее с творениями другого композитора – Габриэля Форе. Мелодическая линия этой «Арабески» движется волнообразно, в ней наблюдается скрытое голосоведение. Очень свежо звучит гармония с многочисленными модуляциями. Сопровождающие мелодию фигурации, которые действительно можно уподобить причудливым арабескам, настолько самостоятельны, что их можно воспринимать не только как разложенные аккорды, но и как дополнительный мелодический голос. Так создается прозрачная, «струящаяся» фактура – нечто подобное еще не раз будет возникать в творениях Дебюсси, создавая образы водной стихии, воздуха или света. Эта светлая, обаятельная пьеса с некоторым оттенком томления выглядит удивительно легкой, «воздушной», в ней ощущается особая эмоциональная тонкость.
Иной образ воплощен во второй «Арабеске» – соль-мажорной, Allegretto scherzando. Она тоже кажется легкой, но легкость ее иная – игривая, «порхающая», в ней есть нечто от скерцо. Четкие ритмоинтонации ассоциируются с образом игры. Здесь возникает характерная мотивная фигура, которая в дальнейшем будет играть немалую роль в произведениях композитора, неизменно ассоциируясь с подобными образами – триоль в быстром темпе, излагаемая в высоком регистре: «Игра волн», балет «Игры», один из разделов «Сирен» (что можно воспринимать как «игры морских дев»). Оттенок юмора, присутствующий в этой пьесе, предвосхищает такие произведения Дебюсси, как «Детский уголок» и «Ящик с игрушками».
В цикле «Арабески» Клод Дебюсси впервые заявляет о себе как самобытный фортепианный композитор. Здесь проявились черты стиля, которые в дальнейшем будут типичны для других его творений.
В 1887—1891 годах творчество Клода Дебюсси стало интенсивно развиваться. Если не считать «Девы-избранницы», Фантазии для фортепиано и некоторых оперных замыслов, Дебюсси в эти годы уделяет особое внимание камерной музыке — пьесам для фортепиано и романсам.
Для фортепиано Дебюсси пишет две Арабески (1888), Маленькую сюиту (1889, в четыре руки), ряд пьес («Грёзы», «Балладу», «Романтический вальс», «Мазурку», «Ноктюрн», «Штирийскую тарантеллу» — всё это, по-видимому, в 1890 году), сюиту (1890), изданную лишь в 1905 году (в новой редакции) под названием «Бергамасской сюиты», «Шотландский марш» (1891, в четыре руки). К 1889—1891 годам относится сочинение Фантазии для фортепиано с оркестром.
При первом же знакомстве с фортепианным творчеством Дебюсси этого времени можно заметить, что оно движется в иной плоскости, чем творчество вокальное. Если там, опираясь на слово, Дебюсси стремится к полному «раскрепощению» музыкальных интонаций и форм, то здесь он действует гораздо осмотрительнее, заметно больше уважая традиции.
Музыку двух Арабесок нельзя назвать подражательной, поскольку черты индивидуальности Дебюсси постоянно дают себя знать. Но некоторые основные флюиды влияний все же ощутимы.
В первой из Арабесок (ми-мажорной) это — мечтательные образы Листа (пентатонические нисходящие фигуры тактов 7—9 и др. прямо напоминают пьесу «Обручение»). Вместе с тем, музыка первой Арабески обнаруживает сближение с фортепианной лирикой Форе (хотя салонная элегантность Форе, пожалуй, вовсе отсутствует и сходны лишь элементы поэтической элегичности и изящества).
Во второй из Арабесок (соль-мажорной) чувствуется нечто от «Traumeswirren» Шумана. Однако весь склад музыки — иной, содержащий в себе жанровые, четко ритмованные элементы, бойкие мелодические обороты (порою словно проскальзывают отголоски русской музыки, например, в коде первой и третьей частей в духе «разгулов» Чайковского или в кратком эпизоде «звона» перед началом репризы).
Ю. Кремлев
Фортепианное творчество Дебюсси →