Михаил Глинка. «Патетическое трио»

Композитор
Год создания
1832
Жанр
Страна
Россия
М. И. Глинка. Портрет кисти Ильи Репина

В апреле 1830 году Михаил Иванович Глинка покинул Россию. Задержавшись на некоторое время в Германии, в сентябре композитор отправился в Италию, где оставался до 1833 г. Пребывание в Италии принесло множество музыкальных впечатлений. Он посещал театр La Scala, где в то время пели Джованни Батиста Рубини и Джудитта Паста, слушал прекрасные оперы Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини, общался с итальянскими музыкантами.

По просьбе новых знакомых композитор создает такие произведения, как Блестящий дивертисмент на темы из оперы Беллини «Сомнамбула» для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса, ряд романсов. Но лучшим из созданных в Италии произведений следует назвать вершину камерного творчества Глинки – «Патетическое трио» ре минор для фортепиано, кларнета и фагота, написанное в 1832 г. Известно, что Глинка питал особую любовь к фортепиано, за которым с детства любил «мечтать по вечерам и в сумерки», и потому не кажется удивительным, что именно в произведении с участием фортепиано, а не в струнном квартете он смог в полной мере выразить свою творческую индивидуальность в области камерного ансамбля.

Премьера Трио состоялась в Милане. Первыми исполнителями стали фаготист Антонио Канту и кларнетист Пьетро Тассистро – оркестранты из театра La Scala, а также сам композитор, исполнявший фортепианную партию. Во время репетиции один из исполнителей воскликнул: «Да ведь это отчаяние!» Автор не возражал против такой интерпретации своего сочинения, признаваясь в «Записках», что в то время он действительно был в отчаянии. Михаил Иванович связывал это с болезненным состоянием (ведь именно ради поправки здоровья он отправился за границу, а методы лечения в то время были едва ли не более мучительными, чем сами болезни), но эпиграф, предпосланный Глинкой этому сочинению, заставляет предполагать нечто более серьезное и глубокое, чем только физические страдания: «Я познал любовь только в страданиях, ею причиняемых».

О какой же любви, причиняющей страдания, говорит композитор? Можно предположить, что это была любовь к Италии и итальянской музыке. При всем восхищении ею, те произведения, которые создавал Глинка в Италии для итальянцев, не приносили ему особой радости, а зачастую оказывались обременительными. Например, однажды певица Този попросила написать ей арию, поскольку в опере Доницетти, по ее мнению, достойных ее арий не было. Композитор не только выполнил просьбу певицы, но и постарался учесть особенности ее голоса (средний регистр у нее был не особенно хорош, и Глинка избегал его), но певица заставила его переделывать арию несколько раз и все равно осталась недовольна. Да и сама по себе итальянская музыка, поначалу представлявшаяся столь упоительной, начинает казаться приторной и однообразной. Возможно, это разочарование и приводит композитора в отчаяние, выразившееся в «Патетическом трио», но одновременно порождает желание найти национальную самобытность стиля.

В первой части – Allegro moderato – преобладает торжественный тон, подчеркнутый и унисонным изложением в начале, и использованием широких интервалов, которые заполняются последующим мелодическим движением. Главная партия слагается из двух элементов – не контрастных, но различных: первый основан на квинтовых и секстовых ходах, второй – на нисходящем движении, во втором богаче представлены полифонические элементы фактуры. В связующей партии возгласы фагота контрастируют нежным, расцвеченным хроматизмами фразам кларнета. Светлая и изящная побочная партия излагается в си-бемоль мажоре у фортепиано, затем у кларнета. Завершает экспозицию краткая, созерцательная заключительная партия.

Легкая, «воздушная» вторая часть – Vivacissimo – в большей степени близка скерцо Феликса Мендельсона-Бартольди, чем Людвига ван Бетховена. Использование широких интервалов роднит ее с тематизмом первой части. Крайние разделы, изложенные в простой двухчастной форме, очень изысканны. Тематический материал развивается в перекличке духовых на фоне фортепианной партии, играющей здесь ведущую роль. В более медленном среднем разделе «дуэт» кларнета и фагота на фоне покачивающегося фортепианного сопровождения напоминает итальянские баркаролы.

Третья часть – Largo – средоточие лирических чувств. В нем выделяются три раздела, в каждом из которых господствует один из инструментов. Лирический фа-мажорный «кларнетовый» раздел отличается тональной и ритмической определенностью. Более страстный раздел, в котором господствует фагот, отмечен новой тональностью (ре минор), появлением триолей и секстолей в фортепианной фактуре. Постепенная драматизация достигает кульминации в следующем разделе, где главенствует фортепиано. Последние такты третьей части пронизаны элегической печалью.

Драматический конфликт разрешается в финале. Его стремительная главная тема интонационно связана с побочной партией первой части. Появляется здесь и тема вступления, но ее волевые интонации приобретают взволнованность благодаря иной гармонизации с использованием уменьшенных септаккордов.

По просьбе издателя Глинка создал вторую редакцию «Патетического трио» – со скрипкой и виолончелью вместо духовых. В настоящее время исполняются оба варианта.

Камерно-инструментальное творчество Глинки

реклама

вам может быть интересно

Пендерецкий. Польский реквием Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама