Роберт Шуман. «Лесные сцены»

Waldscenen, Op. 82

Композитор
Год создания
1849
Жанр
Страна
Германия
Роберт Шуман / Robert Schumann

Девять фортепианных пьес

1) Eintritt. Вступление
2) Jäger auf der Lauer. Охотник в засаде
3) Einsame Blumen. Одинокие цветы
4) Verrufene Stelle. Проклятое место
5) Freundliche Landschaft. Приветливый ландшафт
6) Herberge. Ночлег / Приют
7) Vogel als Prophet. Вещая птица
8) Jagdlied. Охотничья песня
9) Abschied. Прощание

В поздние годы своего творчества Роберт Шуман уделял большое внимание созданию фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования. Такая направленность приводит к некоторому упрощению и фортепианной фактуры, и гармонического языка. В таком русле создавался цикл «Лесные сцены», над которым композитор работал в 1848-1849 гг.

Обращение композитора-романтика к образу леса удивления не вызывает – «лесная» тематика всегда играла немалую роль в искусстве романтизма. Интерес к ней пришел из народных сказок и легенд, в которых лес представляется своеобразным «потусторонним» пространством, где обитают духи и прочие фантастические существа, где рождаются и растут эпические герои… Отзвуки такого восприятия леса звучат в некоторых пьесах цикла – такова, например, зловещая миниатюра под выразительным заглавием «Проклятое место» – но применительно к большинству пьес можно говорить скорее о поэтизации реальности.

Девять пьес представляют собою последовательность музыкальных «зарисовок», живописующих впечатления о прогулке по лесу – и именно этот сюжетный принцип объединяет их, сквозного развития и тематических связей между частями цикла в «Лесных сценах» нет, пьесы обособлены – каждая из них может исполняться отдельно. Каждая из пьес исключительно колоритна: очаровательная «невинность» и чистота простой песенной мелодии в «Одиноких цветах», открытая жизнерадостность в «Охотничьей песне», стремительность пассажей в пьесе «Охотник в засаде», угловатые ритмы «Зловещего места», радостно-беззаботные переливы «Приветливого пейзажа», «пританцовывающие» интонации «Постоялого двора», спокойное лирическое высказывание «Прощания»…

Наиболее интересной пьесой цикла «Лесные сцены» представляется «Вещая птица», где композитор отдает дань романтической картинности с оттенком фантастики. Здесь есть и сумрачность таинственного «ночного» колорита, и звукоизобразительный момент – переливчатые интонации, подобные птичьему голосу, и сосредоточенное «размышление», выраженное в строгой, размеренной мелодии, излагаемой в аккордовой фактуре. Особую таинственность придают музыкальному образу оригинальные гармонические сопоставления.

Фортепианный цикл «Лесные сцены» вошел в репертуар многих знаменитых пианистов. Его исполняли Святослав Рихтер, Клара Хаскил, Вильгельм Кемпф, Клаудио Аррау, Робер Казадезюс.

Фортепианное творчество Шумана

реклама

вам может быть интересно

Сезар Франк. Три хорала для органа Камерные и инструментальные
Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама