Анри Дютийё. Симфония No. 1

Композитор
Год создания
1951
Дата премьеры
07.06.1951
Жанр
Страна
Франция
Анри Дютийё / Henri Dutilleux

В творчестве французского композитора Анри Дютийе инструментальная музыка всегда была одним из ведущих направлений. Его имя стало известным в Европе после создания Симфонии № 1, написанной в 1951 г. Композитор в то время работал на радио, создавая иллюстративную музыку к радиопостановкам, писал он и музыку к фильмам, и в его Первой симфонии рука кинокомпозитора ощущается довольно явственно: ей присущи яркие контрасты, повторения лаконичных фраз и характерных фрагментов. Но было бы ошибкой назвать Первую симфонию Дютийе киномузыкой, перенесенной в академический жанр: в ней проявилось подлинное симфоническое мастерство.

Некоторые черты роднят симфонию с инструментальными сочинениями Альбера Русселя: подобно ему, Дютийе избегает живописных деталей и конкретно-образных ассоциаций. «Я хотел бы осуществить музыку, опирающуюся лишь на собственные силы, освобожденную от всех живописных и описательных элементов, удаленную от любого локального колорита», – под этим изречением Альбера Русселя вполне мог бы подписаться Анри Дютийе.

Не относясь к области программной музыки, не обладая даже скрытой программностью, Первая симфония Дютийе достаточно ясно выражает мысль о мироощущении современников композитора – ведь она была создана, когда не прошло и десятилетия после завершения Второй мировой войны. К тому же, Дютийе родился во время Первой мировой войны и хорошо помнил и тяжелые послевоенные годы в полуразрушенном городе, и не покидавшее соотечественников чувство, что наступивший мир – это лишь краткая «передышка», что новой мировой войны ждать недолго.

Подобными печальными размышлениями насыщена симфония. Ее музыкальный язык достаточно сложен, гармония отличается остротой и напряженностью, но построение формы тяготеет к классическим канонам, правда, интерпретируются они весьма своеобразно. Эта черта – построение новой художественной концепции на основе традиционных музыкальных форм – тоже перекликается с творчеством Альбера Русселя.

Симфония № 1 Дютийе написана для тройного оркестрового состава. Композитор расширил группу ударных, введя в нее наряду с четырьмя литаврами, большим и малым барабанами, тамтамом и тарелками множество весьма колоритных инструментов: гонг, вибрафон, ксилофон, треугольник, погремушки. Кроме того, в партитуре присутствуют фортепиано и челеста. Несмотря на обилие ударных, музыкальная ткань остается прозрачной, а главную роль в симфонии играет струнная группа, медные духовые с их «тяжелым» тембром композитор использует сравнительно скупо.

Симфония имеет четырехчастную структуру, но последование частей отличается от классического цикла. Для первой части композитор избрал не сонатную форму, как это обычно бывает в классическом симфоническом цикле, а форму полифонических вариаций – пассакалии. В качестве главного формообразующего принципа выступает концентрация интонаций и их рассеивание. Интонационные ядра всех тем произведения сосредоточены в основной теме первой части, что придает симфонии черты монотематизма. Это сочетается с вариационностью, которая доминирует в первой части (Пассакалии) и весьма ярко проявляет себя в трех последующих частях. Во второй и третьей частях (Скерцо и Интермеццо) вариационность сочетается с тематическим контрастом, характерным для сонатной формы, и это делает их форму «разомкнутой».

Тема первой части – Пассакалии – создает ощущение встревоженности, недобрых предчувствий. Такой музыкальный образ сохраняет свой характер на протяжении всего музыкального развития, ведущего к исполненной трагизма кульминации. В некоторых моментах Пассакалии автор прибегает к целенаправленному нарушению тональных соотношений между басовыми голосами и другими составляющими фактуры – и это придает первой части особую драматическую напряженность.

Вторая часть – Скерцо – привлекает внимание своей изысканной инструментовкой. Часть третья – Интермеццо – исполнена лирики. Контрастирует ей финал, написанный в манере токкаты, написанной в вариационной форме. Заключительный раздел финала – спокойное, сосредоточенное размышление, в котором после жестких атональных созвучий предыдущих разделов устанавливается ясный ре-бемоль мажор, и завершается симфония умиротворенным истаиванием в нюансе pp.

Симфония № 1 Анри Дютийе впервые прозвучала в июне 1951 г. в Париже, в Театре Елисейских полей, дирижировал Роже Дезормьер. Произведение было высоко оценено критиками, оценившими симфоническое мастерство композитора, оригинальность концепции и значительность содержания. В последующие годы Первая симфония исполнялась во многих городах мира, в том числе в Ленинграде и Москве под управлением французского дирижера Жана Перрисона.

реклама

вам может быть интересно

Макс Регер. Органное творчество Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама