Six sonatas for solo violin, Op. 27
Шесть сонат Эжена Изаи для скрипки соло (1923) возникли как ответ на сложнейшие сонаты и партиты для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха. Все они очень различаются по стилю и форме.
Каждая из шести сонат посвящена одному из известных скрипачей — современников автора. Первая — венгру Йожефу Сигети, вторая — французу Жаку Тибо, третья — румыну Джордже Энеску, четвертая — австрийцу Фрицу Крейслеру, пятая — бельгийцу Матьё Крикбому, шестая — испанцу Мануэлю Кирога.
Королева Бельгии Елизавета, которую Изаи долгое время обучал искусству скрипичной игры, получила в подарок первые десять экземпляров тиража.
Во второй сонате диалог, который Изаи через два века ведет с Бахом, наиболее предметен. Первая часть – «Одержимость» – открывается темой из Третьей партиты Баха. Продолжение – в стиле Изаи, а в конце появляется мелодия средневековой секвенции Dies irae («День гнева»). Сочетание почти постмодернистское! Вторая часть – «Меланхолия» – написана в движении сицилианы. В ее музыке есть что-то от Равеля. В конце части вновь звучит тема Dies irae. «Танец теней» – изящная необарочная стилизация в жанрах сарабанды и мюзета. В финальной пьесе «Фурии» возвращается тема Dies irae, чтобы заполнить собой почти все музыкальное пространство.
Анна Булычёва, mariinsky.ru