Шопен. Два ноктюрна Op. 55

Nocturnes, Op. 55

Композитор
Год создания
1843
Жанр
Страна
Польша
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Op. 55 No. 1, фа минор
Op. 55 No. 2, ми-бемоль мажор

Ноктюрны Шопена ор. 55 (сочинены в 1843 году, опубликованы в 1844 году, посвящены Джейн Стирлинг) разнохарактерны. Первый из них близок более ранним пьесам этого жанра, основанным на драматическом контрасте. Второй обнаруживает некоторые типичные черты творческих особенностей третьего периода.

Ноктюрн f-moll. Упорно и многократно повторяющейся интонации первых двух тактов (характерный оборот сентиментально-романтического типа) противопоставлены драматические акценты средней части и светлое умиротворение коды. В ноктюрне немало интонационных перепевов из более ранних сочинений Шопена (такты 17-20 — сравни среднюю часть экспромта As-dur; такты 22-24 — сравни трио похоронного марша из сонаты b-moll; такты 65-67 — сравни первую тему того же марша; такт 89 и дальнейшие — сравни конец фантазии f-moll). Наличие ряда подобных перепевов свидетельствует об использовании уже проторенных путей. Заключительные аккорды ноктюрна несколько напоминают кадансы Листа.

Ноктюрн Es-dur представляет значительный этап как на пути распада формы ноктюрна у Шопена, так и на пути кристаллизации некоторых поздних творческих тенденций. Это — тенденции очень своеобразного неоклассицизма, который имеет две основные причины: 1) слабеющую образно-слуховую связь Шопена с родиной и 2) отрицательное отношение его к новому, все более выясняющемуся направлению европейской музыки.

Однако несомненно, что, живя в Париже, Шопен с его громадной музыкальной впечатлительностью не мог не улавливать и не воспринимать назревающие новые течения. В ряде своих поздних опусов он отдал этим течениям дань, подойдя и к будущим приемам тематической трансформации (у Листа), и к некоторым характерным чертам еще не возникшего импрессионизма. Однако творчество Шопена могло идти в данном направлении лишь до известного предела. Шопен по-своему претворил некоторые принципы неоромантизма, но складывающаяся неоромантическая система мышления оставалась ему чуждой. Видя продолжающееся наступление неоромантического искусства, Шопен вынужден был занять „оборонительную" позицию и опять-таки предварить тенденции нового направления — того, которое в самом начале 50-х годов выдвинуло Брамса и Сен-Санса.

Ноктюрн ор. 55 № 2 — пример уже явственных „неоклассических" тенденций Шопена. Он перенасыщен полифоническими моментами, причем мелос заметно блекнет, контрастность исчезает, а фактура и тематизм чрезвычайно измельчаются. Тонкость и изящество фактуры сохранены, но над эмоциональной непосредственностью и живостью начинают господствовать суховатые размышления.

Ю. Кремлев

Композитор
Год создания
1843
Жанр
Страна
Польша

реклама

вам может быть интересно

Малер. Симфония No. 3 Симфонические

Словарные статьи

Ноктюрн 12.01.2011 в 12:01

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама