«Ужасы монастыря» (фр. Les rigueurs du cloître) — комическая опера А. М. Бертона в 2 действиях, либретто Ж. Фьеве.
Премьера: Париж, театр «Фавар», 22 августа 1790 г.
Тема монастырских ужасов — давняя для просветительской литературы (достаточно вспомнить «Монахиню» Дидро). Но события французской революции 1789 г. внесли в ее трактовку новую остроту: монастырь воспринимался как символ старого режима, и уничтожение его осмыслялось в плане политическом. Опера Бертона — одна из первых попыток воплотить эту тему на сцене. За ней последовала мелодрама М. Монвеля «Монастырские жертвы» (1791).
Люсиль, отец которой пал жертвой придворных интриг, насильственно отправлена в монастырь. Настоятельница ее ненавидит; Люсиль отказывается принять постриг. Жених ее, молодой граф, проникает, переодетый садовником, в монастырский сад. Настоятельница, узнав о встрече Люсиль с графом, велит предать ее церковному суду. Гордая и свободолюбивая девушка обличает своих судей. Ее осуждают на голодную смерть. В монастырь врывается отряд Национальной гвардии, в рядах которой жених Люсиль (его привела монахиня Эмилия). Офицер Национальной гвардии освобождает узницу: отныне упразднены все тюрьмы и монастыри. Хор славит Свободу.
«Ужасы монастыря» — одна из первых «опер спасения», жанра, получившего широкое развитие в годы революции, но менявшего свой характер на разных этапах. Особенности его — напряженное действие, острый конфликт; опасность угрожает благородным героям, но в последнюю минуту приходит спасение.
А. Гозенпуд