Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль минор, Op. 22 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1868).
Из пяти фортепианных концертов французского композитора Камиля Сен-Санса наиболее известен Второй. Русской публике он особенно дорог и близок еще и потому, что к созданию его композитора подтолкнула дружба с нашим знаменитым соотечественником. В 1867 г. русский композитор Антон Григорьевич Рубинштейн гастролировал в Париже, и именно в это время познакомился он с Камилем Сен-Сансом. Эта встреча стала началом долгой дружбы. Весной следующего года Рубинштейн попросил французского коллегу посодействовать ему в организации концерта во французской столице, на котором Антон Григорьевич мог бы выступить в качестве дирижера. Сен-Санс не только с готовностью взялся помочь другу с организацией этого музыкального мероприятия, но и выразил готовность создать произведение, премьера которого украсила бы собою концерт – благо, времени на это было достаточно: как выяснил Сен-Санс, арендовать концертный зал Плейель можно было через три месяца, а подходящее для подобного случая сочинение он как раз обдумывал – и это был фортепианный концерт.
Новизна композиторского мышления ощущается с самого начала первой части – Andante sostenuto. Нечто скорбное и возвышенное слышится во вступлении, открывающем ее – оно заставляет вспомнить об органных фантазиях Иоганна Себастьяна Баха. Но вот бурные пассажи и колкие акценты настраивают сознание слушателя совершенно на иную «волну». Главная партия – своеобразный «привет» ученику от учителя: в этом качестве автор использовал мелодию из мотета, который в качестве студенческой работы написал его ученик Габриэль Форе. Однако мелодия Форе очень органично влилась в концерт Сен-Санса. Драматические, ораторские интонации сменяются эпизодом, исполненным грации. В первой части немало технически сложных моментов – пассажи, стремительно «пробегающие» терции и сексты, но все это не производит впечатления «техники ради техники», композитор последовательно придерживается принципа, высказанного им однажды: «Соло в концерте есть роль, которая должна быть задумана и представлена как роль драматического персонажа».
Весьма оригинально поступает композитор во второй части – Allegro scherzando. Традиционно вторая часть в концертах бывает медленной, но Камиль Сен-Санс в данном случае нарушил эту традицию, вместо обычного Adagio создав скерцо. Игривая грациозность заставляет вспомнить об изначальном значении слова скерцо – «шутка», в этой музыке мы действительно можем услышать нечто шутливое, но юмор этот подается слушателю с истинно французским изяществом. Композитор остроумно сопоставляет тембры – фортепиано, струнные, духовые, сменяется ритм и фактура, стремительно «пробегают» графически четкие фортепианные пассажи. В музыкальной ткани этого изящного и игривого скерцо нет ни одной лишней детали, которая могла бы утяжелять ее.
В финале – Presto – главную роль играет ритм тарантеллы. Опираясь на ритм итальянского танца, Сен-Санс использует небольшую цитату из известного сочинения итальянского композитора – он в ускоренном темпе обыгрывает триольный мотив из арии Фигаро, звучащей в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини. Еще более остроумную «шутку» позволяет себе композитор в разработке: на хоральное звучание духовых наслаиваются жизнерадостные трели и акценты, а следующие за этим октавы и аккорды фортепиано напоминают удары колокола – духовное и мирское оказываются неразрывно слитыми.
Время, за которое был создан Второй фортепианный концерт Сен-Санса, поражает воображение – композитору потребовалось для этого всего семнадцать дней. Мировая премьера произведения состоялась в мае 1868 г. Как и предполагалось, дирижировал Рубинштейн, а солировал сам композитор. К сожалению, «рекордные сроки» создания и репетиций не лучшим образом отразились на исполнении: Сен-Санс не успел в полной мере выучить собственное произведение, и особого успеха оно не имело (правда, одна из частей – Скерцо – все-таки сразу была благосклонно принята публикой). Но не самая удачная премьера не отразилась на последующей судьбе Концерта.
В скором времени с партитурой Концерта ознакомился Ференц Лист. В его письме к автору содержались некоторые критические замечания, но в целом он положительно оценивал сочинение Сен-Санса, говоря о новаторстве композитора в области музыкальной формы, единстве замысла и пианистических эффектов. Не менее восторженно отзывался о Концерте Петр Ильич Чайковский, отмечавший красоту, изящество и свежесть этого произведения, «богатого прелестными деталями». И по сей день – Концерт для фортепиано с оркестром № 2 остается одним из наиболее часто исполняемых творений Камиля Сен-Санса.
Лучшие достижения Сен-Санса связаны с областью концертно-виртуозной музыки. Именно здесь отчетливее всего определились сильные стороны таланта Сен-Санса. Рельефность, «броскость» тематизма, опора на народно-бытовые жанры (преимущественно в финальных частях), живость и блеск, соразмерность и отчетливость изложения обеспечили этим произведениям заслуженный успех. Известностью пользуются виолончельный концерт a-moll, Третий скрипичный h-moll, но особенно — «Интродукция и рондо-каприччиозо» (1863) для скрипки с оркестром — виртуозное произведение лирико-скерцозного плана, в котором своеобразно преломились влияния Мендельсона — Шумана.
Разнообразно содержание фортепианных концертов Сен-Санса; всего их пять. Во Втором g-moll (1868) первая часть покоряет свободной, непринужденной импровизационностью, богатством ритма, вторая — остроумием и изяществом, а третья — задорным непрерывным движением в духе тарантеллы, которое под конец части приводит к большому динамическому подъему.
В целом же музыка этого приобретшего популярность концерта отмечена жизнедеятельным характером, тем сочетанием эмоциональной непосредственности и рационализма, которое является типической чертой творчества Сен-Санса. Более возвышенный строй музыки присущ Четвертому концерту c-moll (1875); своеобразием жанрового колорита отмечен Пятый концерт F-dur (1896 — в его второй части отражены впечатления композитора от путешествий по Африке).
М. Друскин