Римский-Корсаков. Сербская фантазия. Увертюра на русские темы

Serbian Fantasy. Overture on Three Russian Themes

Композитор
Год создания
1867
Жанр
Страна
Россия

Сербская фантазия (Фантазия на сербские темы, ор. 6, 1867, окончательная редакция — 1889)

Увертюра на темы трёх русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880)

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

От Andante Первой симфонии прямой шаг к двум следующим симфоническим произведениям Римского-Корсакова на народные темы: Увертюре на русские темы и Фантазии на сербские темы («Сербской фантазии»). В обоих случаях материал исходил опять-таки от Балакирева: для Фантазии, писавшейся «к случаю» (концерт в честь «славянских гостей»), он дал темы, для Увертюры Римский-Корсаков выбрал их самостоятельно из балакиревского песенного сборника, опубликованного в 1866 году. Причем взяты были не только мелодии, но и гармонические, фактурные их решения, а следовательно, балакиревские художественные осмысления народных мотивов. В сущности, так же обстояло дело с «сербскими» (Определение «сербские» здесь условно: речь должна идти о южнославянских и, по-видимому, венгерских мелодиях.) мелодиями.

По свидетельству Римского-Корсакова, в сезоне 1866/67 года Балакирев, увлекшийся «славянским вопросом», «много занимался просмотром народных песен, преимущественно славянских и мадьярских. <...> Я тоже их просматривал с величайшим восхищением и с восхищением же слушал, как Балакирев играл их с собственной изящной гармонизацией». «Буду [Вас] мадьяризировать», — писал Балакирев ученику в августе 1866 года.

Модели Глинки и Балакирева (или Глинки в преломлении Балакирева) проступают в композиции обоих сочинений еще отчетливее, нежели в Первой симфонии: и Увертюра и Фантазия представляют собой многотемные вариации на контрастные по характеру народные темы; обе имеют медленные, лирические или эпические, обрамления; в центре обеих — разработка быстрых плясовых тем. Оба сочинения были написаны «на одном дыхании», быстро и вполне самостоятельно, почти без балакиревской корректуры.

Замечательную, исчерпывающе полную характеристику «Сербской фантазии» дал молодой Чайковский, выступивший на страницах «Современной летописи» против тенденциозно-пренебрежительного отзыва другого издания о московской премьере «Сербской фантазии».

«Она начинается с построенного на прелестной первой теме вступления. Тема эта, полная какой-то восточной неги и весьма эффектная по своей хроматической угловатости, играется попеременно различными группами оркестра, каждый раз с новым освещением ее посредством гармонии и инструментовки; но припев мелодии, в противополжность ее началу, при беспрестанном повторении, с каким-то болезненным упорством держится одной и той же гармонии. Трудно передать словами обаятельное впечатление, производимое... этою игривою борьбой различных музыкальных факторов... После довольно длинной отдохновительной паузы появляется пылкая, огненная плясовая тема <...> Обе темы, беспрестанно сменяя друг друга, наконец как бы сливаются вместе...».

«Увертюрой моей Балакирев не был доволен, — вспоминал Римский-Корсаков в „Летописи“. — <...> Я выбрал темы: „Слава“, „У ворот, ворот“ и „На Иванушке чапан“. Балакирев не вполне одобрил выбор двух последних, находя их несколько однородными». Это воспоминание противоречит письму Балакирева от августа 1866 года: «Просмотрел увертюру и остался очень доволен». Бесспорно, Увертюра — самое «балакиревское» из симфонических произведений Римского-Корсакова, причем по характеру изложения оно ориентировано скорее на первую русскую увертюру Милия Алексеевича, а по драматургии — на вторую, «1000 лет» («Русь»): контраст эпической медленной темы во вступлении и заключении и подвижных хороводно-плясовых мелодий в ролях главной и побочной партий.

В отличие от «Руси» в Увертюре нет большой концепционности, сильного симфонического развития, но ее трехчастная форма стройна и гармонична; остроумные сочетания двух плясовых, орнаментальные переплетения их мотивов, изящная оркестровая фактура своей пластикой напоминают о ритмах народного искусства. Заглавным в Увертюре становится сказительский образ «Славы», восходящий к глинкинскому Бояну, но также предвосхищающий, особенно в кодовом проведении, те светлые, величавые образы Руси, которые создаст композитор в операх 90-х — 1900-х годов.

М. Рахманова

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама