Римский-Корсаков. Симфония No. 1

Symphony No. 1 (e-moll), Op. 1

Композитор
Год создания
1865
Жанр
Страна
Россия

Первая редакция — es-moll, op. 1, 1861-65, окончательная редакция — e-moll, 1884

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

В раннем симфоническом периоде Римского-Корсакова особенно поражает стремительность развития — личностного и собственно музыкального. В этом смысле его можно сопоставить с Мусоргским: в те же годы, когда Мусоргский прошел путь от «Саламбо» до первой редакции «Бориса Годунова» (1863–1868), его младший современник одолел дорогу от Первой симфонии до «Антара».

Характеризуя композиторский дебют Римского-Корсакова — Первую симфонию — как сочинение незрелое, значительно уступающее по художественным достоинствам первым симфониям Чайковского и Бородина, исследователи правы. Но Чайковский и Бородин к моменту создания своих симфоний были зрелыми людьми со значительным жизненным опытом, с законченным образованием. Римский-Корсаков начал работу над симфонией шестнадцатилетним мальчиком, не имеющим сколько-нибудь серьезной музыкальной подготовки: первая часть написана зимой 1862 года, к весне были готовы скерцо без трио и финал, зимой 1863 года, во время стоянки клипера «Алмаз» в Англии, сочинено Andante, зимой 1865-го — трио к скерцо.

(История создания Первой симфонии подробно освещается и в «Летописи», и в переписке Римского-Корсакова с Балакиревым и Кюи. Документы показывают, что, вопреки позднейшим заявлениям в «Летописи», юный композитор не всегда слушался советов старшего друга, да и Балакирев не всегда стремился подавить самостоятельность ученика. Например, он полностью одобрил Andante, присланное Римским-Корсаковым из Англии, и дал лишь краткие рекомендации к его инструментовке (способ употребления арф и т. д.).)

И все же это сочинение стало первой кучкистской симфонией, достойным дебютом и автора, и всего кружка в данном жанре. «Вы последний явились в нашей музыкальной компании, — писал юному композитору Кюи, — и первый написали всю симфонию — спасибо Вам». Слова «всю симфонию» становятся понятными в контексте фактов: Мусоргский, вопреки требованиям Балакирева, не завершил свои симфонические эскизы, Бородин закончил Первую симфонию несколькими годами позднее, работа самого Балакирева над Первой симфонией растянулась на десятилетия. Таким образом, Римский-Корсаков сразу, с первой пробы, определил тот модус отношения к творчеству, который будет ему свойствен до последних дней жизни: доводить до конца задуманное дело. В выражении «первая русская симфония» Кюи формально неточен: несколько раньше появилась симфония «Осеап» Антона Рубинштейна. Далее, однако, Кюи развивает свою мысль: «Русская она потому, что только русский мог ее написать, потому что в ней нет малейшего запаху затхлой неметчины: и мысли, и их развитие — все это могло быть написано только у нас». Это высказывание, полемически направленное против Рубинштейна, перекликается с отрицанием традиционного симфонизма «немецкого типа», которое в те годы проповедовал Балакиреву и его подопечным Стасов.

Тем не менее симфония Римского-Корсакова не отходит от обычной четырехчастной схемы с двумя быстрыми частями по краям и Andante и скерцо в середине, и влияние немецкой музыкальной школы в ней очевидно: энергичный тематизм первого сонатного Allegro напоминает о раннем Бетховене, полетное скерцо и праздничный финал — также о Шумане. Этот комплекс влияний вообще характерен для кучкизма 60-х годов, в частности, он прослеживается у Бородина в Первой симфонии и, с преобладанием раннебетховенского начала, у Мусоргского в «Эдипе», Скерцо, Интермеццо, фортепианных пьесах. Любопытны, например, родственность, в том числе тональная, главной партии первой части в симфонии Римского-Корсакова и первой темы «Эдипа» или некое «предвосхищение Бородина» в скерцо корсаковской симфонии. Отчасти такие связи объясняются руководством Балакирева: как сказано в «Летописи», «печать балакиревского вкуса и приемов [была] гораздо сильнее, чем простое и безучастное руководство развитием техники какого-нибудь профессора контрапункта <...> фигурировали известные мелодические обороты, известные модуляционные приемы, известный колорит инструментовки и т. п.». К этому можно добавить — «известные жанры», а также тональности и их соотношения. Так, скерцо писали в ту пору все члены «Могучей кучки», и отсюда, быть может, отточенность, складность первого симфонического скерцо Римского-Корсакова. Что же касается тональностей, то впоследствии, переинструментуя ранние опусы, композитор одновременно перетранспонировал многие их фрагменты из любимых Балакиревым многобемольных миноров, ре-бемоль мажора и т. д. в более общепринятые тональности (у Мусоргского балакиревские тональности остались, как известно, предпочтительными и в зрелом периоде).

Наиболее самобытно в Первой симфонии Andante на тему народной песни «Про татарский полон». Тему Римскому-Корсакову дал Балакирев, это одна из песен, записанных им от писателя-этнографа П. И. Якушкина. Удачными оказались и выбор песни повествовательного, эпического жанра, и форма вариаций на soprano ostinato, примененная композитором. Сам он указывал как на прототип Andante на арию Ратмира «И жар, и зной...»; не прошли мимо его внимания и приемы обращения с народными темами в хорах «Жизни за царя», «Камаринской» Глинки, в первой русской увертюре Балакирева. При всем том в суровых образах Andante — конкретно русских и потому несколько выпадающих из более общего строя симфонии — угадывается будущий автор эпических опер; с исключительной естественностью проведено здесь варьирование темы, безупречны контрапунктирующие ей подголоски. Чайковский отмечал также в Andante оригинальность ритма, прелесть инструментовки, новизну формы, «а главное — свежесть чисто русских поворотов гармонии». В Andante ярко сказалось то отношение к песне, которое зрелый композитор охарактеризует афоризмом: «Для меня народная песня — уже программа»: симфонические вариации на «Татарский полон» раскрывают содержание песенного повествования.

М. Рахманова

Композитор
Год создания
1865
Жанр
Страна
Россия

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама