«Опера спасения», «опера спасения и ужасов» (фр. opéra de sauvetage) — разновидность оперы во Франции, сложившаяся накануне и получившая развитие в годы (и несколько позднее) Великой французской революции.
Родственная сентименталистской комедии и буржуазной мелодраме (но не большой опере с её историко-мифологическими сюжетами и условной обстановкой действия), «Опера спасения» отличается ярким музыкальным воплощением сюжетов определенного рода — с нагнетанием драматического напряжения к концу, с возрастанием опасности (часто смертельной) для положительных героев, но всегда с благополучной развязкой. Героизация (порой романтическая) современных сюжетов комической оперы была вызвана напряжённой общественной атмосферой эпохи.
Черты «Оперы спасения» явственно проступают уже в «Дезертире» Монсиньи (1769) и «Ричарде Львиное сердце» Гретри (1784). Наиболее же типичные образцы — «Ужасы монастыря» Бертона (1790), «Пещера» Лесюэра (1793, по роману О. Лесажа «Жиль Блаз»), «Лодоиска» (1791), «Элиза» (1794) и «Водовоз» (1800) Керубини. На традицию «Оперы спасения» опирался Л. Бетховен в «Фиделио» (1805).
Для музыки «Оперы спасения» характерны драматическая выразительность (патетическая мелодия, острые гармонии, умение создать напряжение в оркестровой партии), соединение героических и жанровых элементов с целью приближения к реальной действительности, стремление к единству композиции (лейтмотивы, характерные тембры и фактурные приёмы), а также передача колорита времени и места действия (т. е. конкретизация происходящего).
Т. Н. Соловьёва