Опера Керубини «Два дня, или Водовоз»

Les deux journées, ou Le porteur d'eau

Композитор
Дата премьеры
16.01.1800
Жанр
Страна
Италия

Опера Луиджи Керубини в трех действиях; либретто Ж. Буйи.
Первая постановка: Париж, театр «Фейдо», 16 января 1800 года.

Действующие лица:

  • Микели, водовоз, бас или баритон
  • Даниэль, его отец, бас
  • Антонио, сын Микели, тенор
  • Марцелина, дочь Микели, сопрано
  • Граф Арманд, председатель парламента, тенор
  • Констанца, его жена, сопрано
  • Семос, фермер, тенор
  • Анжелина, его дочь, сопрано
  • Офицер, баритон

Первое действие

В домике парижского водовоза Микели оживленно. Сын водовоза Антонио женится на дочери богатого фермера Семоса — Анжелине. Завтра должна состояться их свадьба в деревеньке Гонессе, расположенной неподалеку от столицы. Сейчас Антонио прибыл в город пригласить на торжество свою сестру Марцелину. В ожидании отсутствующего отца Антонио рассказывает дедушке Даниэлю и сестре о приключившемся с ним в детстве происшествии. Он был застигнут в горах снежным бураном. Не миновать бы Антонио гибели, замерз бы мальчишка в диких и пустынных местах, если б не подоспевшая неожиданно помощь. Рискуя своей жизнью, неизвестный человек спас жизнь Антонио. Немало лет прошло с того дня, савоярский мальчуган стал взрослым мужчиной, но до сих пор с благодарностью вспоминает он своего неизвестного спасителя. Приход Микели обрывает воспоминания. Водовоз вернулся домой озабоченным. Он ожидает важного гостя, а потому Антонио и Марцелина должны сами похлопотать о паспортах, необходимых для выезда из города. Услав детей, Микели погружается в глубокое раздумье. Над семьей его нависла грозная опасность. В своем домике водовоз тайком от всех скрыл истинного друга народа — председателя парижского парламента графа Арманда и его жену Констанцу. Их жизнь в опасности — за ними по пятам рыщут ищейки кардинала Мазарини, ворота парижских застав заперты, каждый человек, покидающий , столицу, тщательно проверяется, по всему городу идут обыски и облавы. Вот и сейчас з домик водовоза врывается стража. Если граф будет обнаружен, Микели не сносить головы. Но не о себе думает водовоз, мысли его устремлены к тому, чтобы спасти Арманда. Смекалистый Микели ловко обманывает солдат кардинала. Уложив графа в постель, он выдает его за своего отца Даниэля, переодетую же в крестьянское платье Констанцу выдает за дочь Марцелину. На этот раз стражников удалось провести. Но как быть дальше? В городе графу оставаться нельзя. Надо сделать так, чтобы Арманд и Констанца смогли миновать парижскую заставу. Микели изобретает хитроумный план. Констанца, снабженная паспортом Марцелины, отправится с Антонио на свадьбу в деревню Гонессу. Граф же выберется из города, спрятанный в бочке водовоза. Это предложение с радостью принимается всеми. Особенно рад Антонио. В графе Арманде он узнал своего отважного спасителя и счастлив, что может, наконец, отплатить ему добром за добро.

Второе действие

У ворот парижской заставы идет строгая проверка документов. Дежурный офицер разрешает проход Антокио, но Констанцу задерживает. Ее приметы не совпали с перечисленными в паспорте. К счастью, начальник заставы накануне был с обыском в доме Микели и видел Констанцу в платье Марцелины. Он приказывает пропустить спутницу Антонио. Наступает черед самого графа. За ночь Микели успел соорудить в водовозной бочке второе дно и под ним спрятал Арманда. Подъехав к заставе, водовоз сообщает начальнику заставы, что недавно в одном из городских домов видел разыскиваемого стражей графа. Офицер и солдаты, не медля, бросаются в указанном водовозом ложном направлении — они торопятся поймать Арманда, чтобы поскорей получить назначенное за его голову высокое вознаграждение. Благодаря хитрости и находчивости водовоза, Арманд получает возможность невредимым улизнуть из Парижа.

Третье действие

В деревне Гонессе перед домом Семоса, отца невесты Антонио — Анжелины, собрались крестьяне. Всем не терпится начать веселую свадебную пирушку, но жених еще не вернулся из Парижа. Вдруг раздаются звуки военного марша. Это в деревню прибыл полк солдат, напавших на след бежавшего из Парижа графа Арманда. Военные — столь редкие гости в деревне, что подивиться на них спешат все крестьяне. Вместе с ними, заперев дом на замок, уходят на площадь и Семос с Анжелиной. Поэтому Антонио, появившийся в сопровождении Арманда и Констанцы, вынужден спрятать графа в большом дупле дерева, растущего неподалеку от дома Семоса. Неожиданный случай чуть было не расстроил все планы водовоза. Констанца, направившаяся к дуплу, чтобы передать мужу еду, привлекла внимание двух солдат, и они набросились на приглянувшуюся им красивую женщину. Ее крики о помощи заставляют графа позабыть об осторожности — с оружием в руках выскакивает он из своего убежища. Поспешивший к месту происшествия офицер опознает Арманда и приказывает солдатам взять его под арест. Попавшего в беду графа и на этот раз выручает водовоз. Запыхавшись, прибегает он из Парижа с радостной вестью: королева, напуганная возрастающим недовольством народа, помиловала всех членов парламента.


Опера «Два дня» — одно из лучших сочинений в жанре «оперы спасения». Она оказала влияние на творчество Бетховена, в частности на его единственную оперу «Фиделио». В 19 в. пользовалась огромным успехом. Неоднократно ставилась в России (1-я постановка в 1804 году в Петербурге). В настоящее время ее популярность уступает другим операм композитора («Медея», «Лодоиска»), что связано, видимо, с некоторыми «наивностями» сюжетной линии, однако, это не умаляет значения произведения в истории оперного жанра.

Дискография: CD — Intaglio. Дирижер Бичем, Микеле (Поль), Констанс (Мишо), Арманд (Джанотти).

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Шуман. Симфония No. 2 Симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама