Каватина

итал. cavatina, уменьшит. от cavata — кавата, от cavare — извлекать

\1) В 18 в. — короткая сольная лирич. пьеса в опере или оратории, обычно созерцательно-задумчивая по характеру. Возникла из связанной с речитативом каваты начала 18 в. Отличалась от арии большей простотой, песенностью мелодии, очень ограниченным применением колоратур и повторов текста, а также скромностью масштабов. Обычно представляла собой один куплет с небольшим инструментальным вступлением (напр., две каватины из оратории Й. Гайдна «Времена года»).

\2) В 1-й пол. 19 в. — выходная ария примадонны или премьера (напр., каватина Антониды в опере «Иван Сусанин», каватина Людмилы в опере «Руслан и Людмила»).

\3) Во 2-й пол. 19 в. каватина сближается с произведениями этого жанра, созданными в 18 в., отличаясь от них большей свободой построения и бульшими масштабами.

\4) Изредка название «каватина» применялось к небольшим инструментальным пьесам напевного характера (например, Adagio molto espressivo из струнного квартета B-dur ор. 130 Бетховена).

А. О. Гриневич

реклама

вам может быть интересно

Шведский балет Балет и танец
Литургия Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Туш Музыкальные жанры
Enchainement, аншенман Балет и танец
Библиография музыкальная Термины и понятия
Фанфара Термины и понятия
Такт Термины и понятия
Стокгольм Города
Запись танца Балет и танец
Мордент Термины и понятия
Опера-сериа Опера, вокал, пение
Символизм Течения в искусстве

Реклама