Cantus firmus, кантус фирмус

Категории словаря

лат., букв. — сильное, или твёрдое, пение, прочная, неизменная мелодия; итал. canto fermo

В 15-16 вв. тема крупного хорового произв. (иногда только его части), заимствованная композитором из бытующих (светских, духовных) напевов или сочинённая им и служащая основой муз. формы. Предшествующей С. f. формой был cantus planus (ровное пение), по объяснению Тинкториса, состоявший из нот неопределённой (собственно, большой) длительности и характерный для григорианского хорала (см. Григорианское пение). С. f., как и cantus planus, излагался нотами большой длительности и обычно помещался в теноре (отсюда название этого голоса: от лат. tenere - держу, тяну).

С. f. определял интонационное содержание произв., т. к. остальные голоса его обычно строились на мелодич. оборотах С. f. в свободном ритмич. видоизменении. Эти производные от С. f. и его частей субтемы имитационно проводились в прочих голосах, обусловливая единство сочинения при известном контрастном ритмическом соотношении с С. f. В крупных циклич. произв., напр. в мессах, при повторных проведениях С. f. использовались иногда его варианты в обращении и ракоходном движении (Ж. Депре - месса "Вооружённый человек", части Gloria и Credo). С появлением ричеркара в сер. 16 в. С. f. постепенно переходит в эту форму в виде проведений темы в двойном, четверном увеличении (А. Габриели и др.) и, т. о., становится одним из элементов, подготовивших фугу. Иную трактовку С. f. получает в нем. "теноровой песне" (Tenorlied) 16 в., в хоральных обработках 17-18 вв. (С. Шейдт, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, И. С. Бах) - мелодия его в ровных длительностях соединяется с контрапунктирующими голосами, ритмически и интонационно более развитыми. Продолжением этой традиции в 19 в. были обработки нар. песен И. Брамса ("Немецкие народные песни", 1858). Как трансформация старого принципа использования С. f. могут рассматриваться вариации на basso ostinato, получившие широкое распространение в 17-18 вв.

Литература: Соколов Н., Имитации на Cantus firmus. Пособие при изучении контрапункта строгого стиля. Л., 1928; Aubry P., (Gastоuй A.), Recherches sur les "Tenors"latins dans les motets du XIII siиcle d'aprиs le manuscript de Montpellier, "La Tribune de Saint-Gervais", XIII, 1907, отд. изд. - Aubry P., Recherches sur les "Tenors" franзais..., P., 1907; Sawyer F. H., The use and treatment of canto fermo by the Netherlands school of the fifteenth century, "Papers of the American Musicological Society", v. LXIII, 1937; Meier В., Die Harmonik im cantus firmus-haltigen Satz des 15. Jahrhunderts, "AfMw", Jahrg. IX, 1952, H. 1; Schmidt G., Zur Frage des Cantus firmus im 14. und beginnenden 15. Jahrhundert, "AfMw", Jahrg. XV, 1958, H. 4; Finsсher L., Zur Cantus firmus-Behandlung in der Psalm-Motette der Josquinzeit, в кн.: H. Albrecht in memoriam, Kassel, 1962, s. 55-62; Sparks E. H., Cantus firmus in mass and motet. 1420-1520, Berk. - Los Ang., 1963.

Т. Ф. Мюллер

реклама

вам может быть интересно

Preparation, препарасьон Балет и танец
Увертюра Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Новозеландская музыка Национальные культуры
Молдавская музыка Национальные культуры
Австралийская музыка Национальные культуры
Новеллетта Музыкальные жанры
Гусли Музыкальные инструменты
Бельгийская музыка Национальные культуры
Гимн Музыкальные жанры
Grand, гран Балет и танец
Форма музыкальная Термины и понятия
Пастиччо Музыкальные жанры

Реклама