Cantus firmus, кантус фирмус

Категории словаря

Cantus firmus (кантус фирмус, лат., букв. — сильное, или твёрдое, пение, прочная, неизменная мелодия; итал. canto fermo) — в 15-16 вв. тема крупного хорового произведения (иногда только его части), заимствованная композитором из бытующих (светских, духовных) напевов или сочинённая им и служащая основой музыкальной формы. Предшествующей cantus firmus формой был cantus planus (ровное пение), по объяснению Тинкториса, состоявший из нот неопределённой (собственно, большой) длительности и характерный для григорианского хорала (см. Григорианское пение). Cantus firmus, как и cantus planus, излагался нотами большой длительности и обычно помещался в теноре (отсюда название этого голоса: от лат. tenere — держу, тяну).

Cantus firmus определял интонационное содержание произв., т. к. остальные голоса его обычно строились на мелодич. оборотах cantus firmus в свободном ритмич. видоизменении. Эти производные от cantus firmus и его частей субтемы имитационно проводились в прочих голосах, обусловливая единство сочинения при известном контрастном ритмическом соотношении с cantus firmus. В крупных циклич. произв., напр. в мессах, при повторных проведениях cantus firmus использовались иногда его варианты в обращении и ракоходном движении (Ж. Депре — месса «Вооружённый человек», части Gloria и Credo). С появлением ричеркара в сер. 16 в. cantus firmus постепенно переходит в эту форму в виде проведений темы в двойном, четверном увеличении (А. Габриели и др.) и, т. о., становится одним из элементов, подготовивших фугу. Иную трактовку cantus firmus получает в нем. «теноровой песне» (Tenorlied) 16 в., в хоральных обработках 17–18 вв. (С. Шейдт, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, И. С. Бах) — мелодия его в ровных длительностях соединяется с контрапунктирующими голосами, ритмически и интонационно более развитыми. Продолжением этой традиции в 19 в. были обработки нар. песен И. Брамса («Немецкие народные песни», 1858). Как трансформация старого принципа использования cantus firmus могут рассматриваться вариации на basso ostinato, получившие широкое распространение в 17–18 вв.

Литература: Соколов Н., Имитации на Cantus firmus. Пособие при изучении контрапункта строгого стиля. Л., 1928; Aubry P., (Gastоue A.), Recherches sur les «Tenors latins dans les motets du XIII siecle d’apres le manuscript de Montpellier, «La Tribune de Saint-Gervais», XIII, 1907, отд. изд. — Aubry P., Recherches sur les «Tenors» francais…, P., 1907; Sawyer F. H., The use and treatment of canto fermo by the Netherlands school of the fifteenth century, «Papers of the American Musicological Society», v. LXIII, 1937; Meier В., Die Harmonik im cantus firmus-haltigen Satz des 15. Jahrhunderts, «AfMw», Jahrg. IX, 1952, H. 1; Schmidt G., Zur Frage des Cantus firmus im 14. und beginnenden 15. Jahrhundert, «AfMw», Jahrg. XV, 1958, H. 4; Finsсher L., Zur Cantus firmus-Behandlung in der Psalm-Motette der Josquinzeit, в кн.: H. Albrecht in memoriam, Kassel, 1962, s. 55–62; Sparks E. H., Cantus firmus in mass and motet. 1420–1520, Berk. — Los Ang., 1963.

Т. Ф. Мюллер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Piano, пиано Теория музыки
Глас Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Манасчи Национальные культуры
Кабуки Балет и танец
Думка Музыкальные жанры и формы
Португальская музыка Национальные культуры
Модернизм Термины и понятия
Бурлеска Музыкальные жанры и формы
Подголосок Теория музыки
Сонатина Музыкальные жанры и формы
Припев Опера, вокал, пение

Реклама