Вальс

Вальс

Вальс (франц. valse, от нем. Walzer, от walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) — парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.

Название «вальс» появилось в 70-х гг. 18 в. как обозначение народного крестьянского танца некоторых областей Южной Германии и Австрии (то же что лендлер, или «немецкий танец»).

С проникновением в город (прежде всего в Вену) танцевальные движения и музыка вальса становятся более плавными, темп — более быстрым, определяется яркий акцент на первой доле такта, ритмическая формула

С начала 19 века вальс — самый популярный во всех слоях европейского общества танец. Развитие вальса особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного «королём вальса». И. Штраус-сын развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 вальсов. («Walzerkette» — «цепь вальсов») с интродукцией и кодой, обогатил вальс со стороны ритмики, гармонии, инструментовки. Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно вальсу. Наиболее известны его вальсы: «Прекрасный голубой Дунай», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса».

Кроме венского вальса, были распространены различные варианты французского вальса, состоявшего из трёх частей различного темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Широко популярны вальсы французского композитора Э. Вальдтейфеля. В 20 веке появляется новый вид вальса — вальс-бостон, пришедший в Европу из Северной Америки в 20-х гг. (назывался также английский вальс, медленный вальс, см. Бостон).

Ранний вальс, мало отличавшийся от лендлера, или «немецкого танца», нашёл претворение в музыке венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). Ф. Шуберт, импровизировавший свои вальсы во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая вальсы в лирическую миниатюру. Форма шубертовских вальсов — простая двухчастная или (реже) трёхчастная — типична для ранних вальсов. Такие вальсы часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области вальса были продолжены Р. Шуманом («Бабочки» и «Карнавал» для фортепиано) и И. Брамсом (16 вальсов для фортепиано в 4 или 2 руки, ор. 39, «Вальсы любви» и «Новые вальсы любви» для вокального квартета, а также для фортепиано в 4 руки).

Тенденция к превращению вальса в крупное концертное инструментальное произведение, заметная уже в вальсах И. Н. Гуммеля («Танцы для зала Аполлона» для фортепиано — с трио, репризой и кодой, ор. 31, 1808), впервые находит полное выражение в «Приглашении к танцу» К. M. Вебера (1819). Преодолевая сюитность, Вебер на основе вальса создаёт развёрнутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтической идеей. Эта тенденция нашла отражение и в венских вальсах И. Штрауса-сына. Вальсы Ф. Шопена, Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе лирико-поэтическую выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.

Вальс проникает во многие виды инструментальной и вокальной музыки. В симфонии он иногда занимает место менуэта («Фантастическая симфония» Берлиоза, Пятая симфония Чайковского). В опере, помимо массовых танцевальных сцен («Фауст», «Евгений Онегин»), вальс используется как основа сольных вокальных эпизодов («Ромео и Джульетта» Гуно, «Травиата» Верди, «Богема» Пуччини и др.). Вальс широко применяется в балетах (Л. Делиб, П. И. Чайковский), в оперетте, особенно венской (И. Штраус-сын), позднее в музыке для кино.

Характерные черты вальса — лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 века (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке.

Жанр вальса получил развитие во многих национальных музыкальных школах (вальсы Э. Грига для фортепиано, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса и др.); особое значение он приобрёл в русской музыке — от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова для фортепиано, русский бытовой романс) до классических образцов поэтически обогащенного симфонического и концертного вальса (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).

В симфоническом творчестве П. И. Чайковского вальс служит обобщённым поэтизированным выражением представлений о красоте, ценности жизни. Эта традиция развивается в вальсах С. С. Прокофьева («Пушкинские» вальсы, опера «Война и мир», балет «Золушка» и др.).

В музыке 20 века жанр вальса иногда используется для воссоздания атмосферы прошлого — с оттенком идиллии, любования или же в юмористическом, ироническом, гротесковом преломлении (Г. Малер). К типу вальсов Штрауса возвращаются Р. Штраус (опера «Кавалер роз»), М. Равель (хореографическая поэма «Вальс», представляющая собой образец драматизации жанра). К пародийному использованию вальса прибегают И. Ф. Стравинский («Петрушка», «История солдата»), А. Берг («Воццек»), Д. Д. Шостакович («Катерина Измайлова»).

Литература: Друскин М., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI — XIX веков, Л.-М., 1948; Вie О., Der Tanz, В., 1906; Weig1 В., Die Geschichte des Walzers nebst einem Anhang uber die moderne Operette, Langensalza, 1910; Mendelssohn J., Zur Entwicklung des Walzers, «StMw», Jg XIII, 1926; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Сarner M., The waltz, L., 1948; Nick Ed., Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette, Hamb., (1954).

Е. M. Царёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Турецкая музыка Национальные культуры
Квинтоль Теория музыки

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Финская музыка Национальные культуры
Эфы Музыкальные инструменты
Одноголосие Теория музыки
Гусли Национальные культуры
Геликон Музыкальные инструменты
Премии музыкальные Термины и понятия
Барабан Музыкальные инструменты
Символизм (музыка) Термины и понятия
Балетмейстер Балет и танец
Сопрано Опера, вокал, пение

Реклама