Cantabile (кантaбиле, итал., букв. — певуче, от cantare — петь; франц. cantable).
1) Певучесть, напевность мелодики. В кон. 17–18 вв. она становится важнейшим позитивным эстетич. критерием не только по отношению к вокальной, но и к инстр. музыке. Так, Л. Моцарт определяет напевность как «прекраснейшее в музыке» («Versuch einer grundlichen Violinschule», 1756); P. Э. Бах рекомендует каждому музыканту (композитору) слушать хороших певцов и изучать вокальное иск-во, чтобы научиться «мыслить напевно» (см. «Versuch uber die wahre Art das Clavier zu spielen», Bd 1, 1753).
2) Певучесть, напевность исполнения музыки. Требование певучего, напевного исполнения приобретает особое значение одновременно с утверждением представления об эстетич. ценности этих качеств. Напр., И. С. Бах отмечает, что певучесть является осн. целью при обучении исполнению полифонич. музыки («Aufrichtige Anleitung», 1723).
Со 2-й пол. 18 в. обозначение cantabile часто выставляется вместе с обозначением темпа произв. или его части, указывая на характер музыки (В. А. Моцарт — Andante cantabile con espressione в сонате для фп. a-moll, K.-v. 281; Л. Бетховен — Adagio cantabile в сонате для скрипки и фп. ор. 30 No 2; П. И. Чайковский — Andante cantabile в квартете ор. 11). Встречаются и самостоятельные произв. с назв. cantabile («Кантабиле» Ц. А. Кюи для виолончели и фп.).
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.