Piano (пиано, точнее пьяно, итал., букв. — тихо; сокращённое обозначение р) — одно из важнейших динамических обозначений (см. Динамика). По смыслу составляет антипод к обозначению forte.
Наряду с итал. термином «piano» в странах нем. языка иногда применяется обозначение leise, в странах англ. языка — soft (сокр. so). В России в кон. 17 в. в том же значении использовался термин «тихо» (встречается в рукописях партесного пения). В многохорной музыке и в произведениях «концертирующего стиля» смысл piano нередко приобретало обозначение echo (см. Эхо).
Обозначения piano и forte ранее всего были использованы Дж. Габриели (1597). Производным от piano является обозначение pianissimo (пианиссимо, точнее пьяниссимо, итал., от piu piano или piano, букв. — очень тихо, сокращённое обозначение — рр). Промежуточный между piano и pianissimo динамич. оттенок — mezzopiano (меццопиано, точнее меццопьяно, итал., букв. — не слишком тихо).
В 19 в. пользовалось распространением обозначение fortepiano (фортепиано, точнее фортепьяно, итал., сокращённо — fp), предписывающее исполнение данного звука (аккорда) forte с мгновенным переходом после него к звучанию piano. Позднее для обозначения мгновенного перехода от forte к piano стали применять термин sforzando. Ещё в 18 в. термин «piano» использовался и с такими уточняющими итал. определениями, как meno (мено — менее), molto (мольто — очень), росо (поко — довольно), quasi (куази — почти) и др. В 19 в. композиторы стали прибегать и к обозначениям меньших, чем mezzoforte, степеней громкости — вплоть до рррррр (в пьесе «Осень» из фп. цикла «Времена года» П. И. Чайковского).
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.