Шанхай — крупнейший торговый, индустриальный и культурный центр Китая. В 16–17 вв. портовый город с развитыми ремёслами. Первыми носителями городской музыкальной культуры в Шанхае были исполнители т. н. шаосинских народных песен. Эти песни с примитивными мелодиями напевного характера возникли близ г. Шаосин (пров. Чжэцзян). Они исполнялись под аккомпанемент барабана и нескольких трещоток на нар. праздниках, к-рым приурочивались также небольшие нар. театр. представления.
На основе нар. шаосинских мелодий сложилась одна из местных театр. форм — шаоцзюй или шаосинцзюй, т. е. шаосинская муз. драма, к-рая в 16–18 вв. проникла в Ш. Со временем мелодии, исполнявшиеся во время действия, усложнились, состав ансамбля расширился (добавились гонги, кит. 2- и 3-струн. скрипки). Музыка в шаосинской муз. драме выполняла разнообразные функции — она сопровождала развитие действия, раскрывала сюжетные ситуации, очерчивала характеры персонажей. Шаосинская муз. драма испытывала воздействие европ. драм. т-ра; европ. культурные влияния, проникшие в Ш. после открытия порта для иностр. торговли (1842), усилились в нач. 20 в. (после революции 1911), когда Ш. стал одним из самых европеизированных городов Китая.
В 20-е гг. Шанхай выдвинулся как муз. центр, появились первые проф. коллективы и проф. певцы-солисты — исполнители гл. партий в шаосинской муз. драме (до 1923 труппа состояла только из мужчин). В 30-40-е гг. получила известность актриса Юань Сюэфэнь, игравшая гл. роли в многочисл. спектаклях — «Западный флигель», «Сердце почтительной дочери», «Мулань идёт в армию», «Ван Чжаоцзюнь», «Линь Дайюй» и др. В 1955 она возглавила основанный ею Шанхайский т-р шаосинской муз. драмы; в его репертуаре — «Лян Шаньбо и Чжу Интай», «Белая змейка» (шла во время гастролей т-ра в Москве в кон. 50-х гг.) и др. Одноврем. в 1955 был организован Шанхайский т-р пекинской муз. драмы (спектакли пекинской муз. драмы ставились в 10-20-х гг., постепенно завоевав популярность), бессменным его руководителем был известный актёр Чжоу Синьфан — гл. исполнитель муж. ролей амплуа лаошэн (гастролировал в 1956 в Москве; умер в 1975 в результате травли во время «культурной революции», посмертно реабилитирован в 1978).
Муз. жизнь стала особенно интенсивно развиваться с 20-х гг. Муз. образование в нач. 20 в. получали в частных муз. школах, многие из к-рых принадлежали иностранцам (среди преподавателей были и рус. эмигранты).
В 1927 в Ш. из Пекина была переведена консерватория, осн. известным культурным деятелем Цай Юаньпэем и комп. Сяо Юмэем; среди её преподавателей — Хуан Е, Хуан Цзы и др. видные педагоги, получившие муз. образование в странах Зап. Европы. До начала антияпон. войны 1937–45 руководство консерватории, вынужденное ориентироваться на политич. позицию правящей верхушки страны, избегало давать высшее муз. образование молодёжи левых политич. взглядов; так, из консерватории были исключены получившие позднее известность композиторы- революционеры Си Синхай и Чжан Шу, не был принят Не Эр. После образования КНР консерваторию возглавил Хэ Лутин (с 1949); с 1958 в ней было 6 ф-тов — композиции, музыковедения, вокальный, орк., дирижёрский (симф. и хор. отделения) и нар. музыки, на к-рых до 1967 обучалось ежегодно св. 600 студентов. В период войны с Японией в Ш. было организовано хор. «Об-во боевых песен» во главе с комп. Люй Цзи, члены к-рого создавали патриотич. антияпон. массовые хор. песни. В 1949—1966 вв. Ш. работали Шанхайский симф. оркестр (гл. дирижёр Хуан Юцунь), оркестр нар. инструментов, ряд средних муз. школ; Ш. был центром производства фп., арф, дух. и разл. нар. муз. инструментов.
В 1966 развитие муз. жизни Ш. было прервано «культурной революцией». В 1966–76 был поставлен лишь балет «Седая девушка». В 1978 состоялось совещание деятелей культуры и иск-ва, принявших решение о нормализации культурной, в т. ч. муз., жизни города. Ныне возобновили работу Шанхайская консерватория, театр. академия, средние муз. школы, ставятся традиц. муз. драмы, в т. ч. в исполнении т-ров шаосинской и пекинской муз. драм. Созданы новые песенно-танц. и инстр. коллективы. Выходит новый журн. «Сицюй ишу», посв. кит. театру.
Литература: Дай Бу-фань, Шаосинская опера, «Народный Китай», 1955, No 8; Виноградов В., Музыка в Китайской Народной Республике, М., 1959; Чжу Чжаонянь, Чжунго сицюй, Пекин, 1963 (на кит. языке).
С. А. Серова, A. Н. Желоховцев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.