Комуз

Категории словаря
Комуз

1) Киргизский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет плоский долблёный корпус грушевидной формы, длинную шейку без ладов с маленькой извилистой головкой, 3 жильные струны. Квартово-квинтовая настройка струн инструмента, осуществляемая в различных вариантах (причём средняя струна всегда настраивается выше остальных), облегчает извлечение двузвучий и трезвучий, позволяет сопровождать мелодию, исполняемую на средней струне, напр. параллельными квартами или квинтами. На К. играют, используя разнообразные приёмы: раздельное зацепление струн пальцами (пиццикато), удары (бряцание) по всем струнам сверху вниз, снизу вверх, в обе стороны, касание струн ближе к шейке или, наоборот, к подставке (что изменяет тембр звука). Технически подвижны и приёмы левой руки - в игре участвуют все 5 пальцев. Пальцы левой руки выполняют также функции демпферов: прикасаясь к одной или двум крайним струнам, они глушат их звук, превращая трёхголосную игру в двухголосную и одноголосную. Искусные музыканты пользуются также флажолетной (см. Флажолеты) техникой. Репертуар исполнителей на К. (акынов и комузчи) составляют инструментальные пьесы - кю, обычно связанные с легендами, преданиями, сказками и потому часто программные, содержащие музыкально-изобразит. элементы. Существует 2 исполнительских стиля игры на К.: одни комузчи культивируют строгую игру, уделяя гл. внимание раскрытию художеств. содержания произв., другие соединяют игру на К. с жонглёрским иск-вом (держат инструмент над головой, за спиной, перекинув через него ногу, изображая сцену охоты, стреляют из него, как из ружья, и т.п.). К. - самый популярный муз. инструмент Киргизии, широко распространённый в нар. быту, самодеят. и проф. художеств. исполнительстве. Помимо сольных исполнителей, существуют ансамбли и оркестры К., где наряду с традиционными применяются и усовершенствованные инструменты от примы до контрабаса (созданы сов. конструкторами и мастерами А. Ф. Гребневым, А. И. Петросянцем, С. Е.Диденко, П. А. Шошиным и др.).

2) Название варгана у народов тюркского языка. К термину "К." в зависимости от материала, из к-рого он изготовляется (металл, дерево, бамбук, кость), добавляется наименование этого материала, напр. темир-комуз - железный варган.

3) Дагестанская однорядная гармонь.

К. А. Вертков

реклама

вам может быть интересно

Перуанская музыка Национальные культуры
Причитания Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Швейцарская музыка Национальные культуры
Армянская музыка Национальные культуры
Бис Термины и понятия
Одесса Города
Интермедия Термины и понятия
Дагестанская музыка Национальные культуры
Фугетта Термины и понятия
Сюита в балете Балет и танец
Малер Густав Биографии
Флейта Музыкальные инструменты

Реклама