Хельсинки музыкальный

Категории словаря

Хельсинки (Helsinki), швед. Гельсингфорс (Helsingfors), — столица Финляндии (с 1812), политический, экономический, культурный центр страны. Основан в 1550; до присоединения Финляндии к России (1809) в жизни Хельсинки музыка не занимала существенного места. После пожара в Турку (1827), бывшей столице Финляндии, в Хельсинки был переведён университет, который способствовал утверждению традиций, заложенных музыкальными обществами Турку (см. Финская музыка).

Пробуждение национального самосознания финнов в 1-й пол. 19 в. вызвало подъём национальной культуры в стране, в т. ч. и музыкальной жизни столицы. Э. Лёнрот опубликовал в Хельсинки «Калевалу» (фин. нар. эпос, сборники изданы в 1835, 1849) и сборник лирич. песен «Кантелетар» (1840), послужившие осн. источниками для творчества фин. композиторов 19 и 20 вв.

Первые проф. музыканты Хельсинки были гл. обр. выходцами из Германии; для развития муз. жизни Хельсинки много сделал немец Ф. Пасиус (с 1835 муз. директор ун-та); в 1838 он основал студенч. муж. хор — Акад. певч. объединение (в 1883 студенты-финны отделились от осн. Швед.хора, организовав хор «Певцы студенчества» («YL»); оба хора продолжают функционировать и ныне, считаются лучшими в X.). В 1845 Пасиус создал Симф. объединение, оркестр к-рого исполнял гл. обр. соч. композиторов венской классич. школы; он участвовал также в любит. оперных спектаклях. Событием для Хельсинки была премьера оперы Пасиуса «Охота короля Карла» (1852).

В 1873–1879 при Фин. нац. т-ре функционировало отделение под назв. Финская опера (певцами были гл. обр. финны); за 6 лет им было дано 450 представлений (в т. ч. «Фауст», выдержавший 55 спектаклей). В 1871 Р. Фалтин создал хор. объединение (существовало до 1884); eго коллективы выступали (со своим оркестром) с исп. больших вок.-симф. произв., в т. ч. «Страстей по Матфею» И. С. Баха, «Сотворения мира» Й. Гайдна. Однако из-за отсутствия материальной базы эти коллективы работали нерегулярно.

В 1882 комп. М. Вегелиус основал Муз. ин-т (с 1924 консерватория, с 1939 Муз. академия им. Я. Сибелиуса), дирижёр и комп. Р. Каянус организовал «Орк. объединение Хельсинки» (с 1895 Оркестр Филармонич. об-ва, с 1914 Гор. оркестр Хельсинки; работает и ныне). В 1885 Каянус открыл также т. н. Практич. орк. школу, с 1892 при ней имелось отделение смешанного хора. В 1914 эта школа и её хор. отделение слились с Муз. ин-том, а хор, участвовавший в работе Орк. объединения, существовал до 1911.

Впоследствии из его участников был сформирован ряд хор. коллективов Хельсинки, в т. ч. Нац. хор. Эти хоры участвовали в исполнении крупных произв. зап.-европ. композиторов и новых произв. фин. комп. Каянуса, Сибелиуса и др., а также их младших современников. Оркестр давал и концерты популярной музыки (1888–1919, в зале «Сосиететсхусет»), выступал в т. н. Нар. концертах по сниженным ценам под упр. Каянуса (одни из первых в Европе, в 1888—1907 вв. зале «Сосиететсхусет», затем в Нар. доме). Концерты Гор. оркестра Хельсинки под упр. Каянуса, как и др. орк. коллективов, давались гл. обр. в актовом зале ун-та Хельсинки (построен в 1832), с 1932 — в новом зале консерватории.

С этим оркестром работали также Г. Шнефохт (с 1906, в 1932–1941 гл. дирижёр) и известные дирижёры из др. стран, гастролировавшие в Хельсинки, а также крупнейшие фин. композиторы, выступавшие в авторских концертах, — Сибелиус, Ярнефельт, Мелартин, Палмгрен. В Хельсинки концертировали видные заруб. пианисты и скрипачи. Оркестр Филармонич. об-ва (лучший в Финляндии и первый постоянный орк. коллектив скандинавских стран) в 1900 гастролировал в скандинавских и др. странах Европы, в т. ч. во Франции (в Париже на Всемирной выставке), исполняя произв. ведущих фин. композиторов. В прошедших с успехом концертах фин. музыки (гл. обр. из произв. Сибелиуса) принимали участие лучшие фин. певицы — А. Акте, М. Ярнефельт, И. Экман.

Расцвету музыкального искусства Хельсинки 20-30-х гг. способствовала Oктябрьская социалистическая революция 1917 в России, принёсшая финскому народу национальную независимость. Городской оркестр Хельсинки стал всё чаще исполнять произв. фин. композиторов. В 1921 и 1932 в Хельсинки были организованы т. н. Фестивали северной музыки. В особенно торжеств. обстановке прошёл фестиваль в 1932, совпавший по времени с празднованием 50-летия со дня основания Орк. объединения, юбилея дирижёрской деятельности его организатора Каянуса, а также с 50-летием Муз. ин-та (в связи с юбилеем получил новое здание с конц. залом). В Муз. ин-те X. (преобразованном в высшее уч. заведение) повысился уровень обучения благодаря многолетней деятельности его директора Э. Мелартина (1911–36), к-рый ещё в 1912, соответственно запросам времени, ввёл оперный класс, в 1914 — орк. отделение (быв. Практич. орк. школа Филармонич. об-ва), класс ритмики по системе П. Жак-Далькроза.

В 1922 в Хельсинки открылась Народная консерватория (существует и ныне). В Хельсинки работали в то время видные исполнители: пианисты — С. Пальмгрен, К. Экман, Э. Линко, И. Ханникайнен, С. Шнефохт; скрипачи — А. Ханникайнен, А. Игнатиус; виолончелисты — О. Pустрём, И. Селин, Т. Ханникайнен; певицы и певцы — X. Гранфельт, П. Равенна, А. Фустрём, А. Раутавара, О. Сойни, X. Линдберг, Ф. Форстен. Наряду с Гор. оркестром (76 чсл.) в Хельсинки в 1926 организован оркестр Финского радио (рук. Т. Хапанен), к-рый также давал публичные концерты (1929–50; с 1947 — по 2 концерта в неделю). Во главе этого коллектива и в дальнейшем стояли лучшие дирижёры X. Первые проф. камерно-инстр. ансамбли Хельсинки — квартет Муз. ин-та (с 1885; Сибелиус исполнял в нём партию 2-й скрипки), трио бр. Ханникайнен (1919–35), квартет им. Сибелиуса (с 1927).

Большое место в муз. жизни Хельсинки всегда занимало хор. пение; для его развития много сделал X. Клеметти, организовавший в 1900 из хора «Певцы студенчества» хор «Суомен лаулу», к-рый под его упр. гастролировал по странам Европы. Фестивали хор. музыки проводятся в Хельсинки с 1911 (каждое лето).

Оперные спектакли в Хельсинки до 1911 ставились нерегулярно (в 1904–07 по инициативе К. Бергбума, под упр. Каянуса и Ярнефельта впервые в Хельсинки шли оперы Р. Вагнеpa). В 1911 А. Акте и Э. Фацер организовали постоянную оперную труппу, к-рая с 1914 стала наз. Финской оперой, в 1918 получила здание б. Александровского т-ра (с 1956 Финская национальная опера).

Оперными спектаклями руководили дирижёры О. Мериканто, Т. Ханникайнен, Л. Фунтек, работавшие много лет с разл. временными оркестрами. Первый постоянный оперный оркестр был создан в 1934 А. Ярнефельтом (до 1944 гл. дирижёр); его преемники — М. Симиля, Л. Фунтек, Ю. Ялас, Л. Сегерстам. За 45 лет существования т-ра в Фин. опере поставлено ок. 200 спектаклей, в т. ч. отечеств. оперы «Похьялайсия» Л. Мадетоп, «Юха» А. Мериканто и др. После 1945 в центре муз. жизни X. продолжал находиться Гор. оркестр, к-рым руководили ведущие фин. дирижёры — Т. Ханникайнен (1951–63), Ю. Панула (с 1963), П. Берглунд (с 1977); он часто выступал и под упр. Ю. Яласа — известного интерпретатора музыки Сибелиуса. Симф. оркестр Фин. радио (с 1926) возглавляли дирижёры Н. Э. Фугстедт (1950–61), П. Берглунд (1961–71), О. Каму (1971–75); с 1975 им руководит Л. Сегерстам. Среди новых коллективов — Камерный оркестр X. (осн. по инициативе П. Берглунда в 1953; состоит из участников симф. оркестра Фин. радио), к-рым с 1975 руководит У. Сёдерблум. С 1971 функционирует квартет «Voces intimae» (по назв. Струн. квартета d-moll Сибелиуса), квартет Сегерстама.

Хоровые традиции, заложенные Клеметти, развивает Э. Бергман, к-рый руководит старейшим муж. хором Хельсинки — Акад. певч. объединением. Хор «Певцы студенчества» возглавляет Э. Похьола; под его упр. работает получивший мировую известность детский хор «Тапиола» (с 1963). Хельсинкский ин-т им. X. Клеметти, к-рый с 1953 проводит летние курсы по повышению квалификации в Оривеси (близ X.), оказывает большое влияние на развитие хор. культуры в стране. При ин-те с 1959 существует Камерный хор под упр. X. Андерсона; он же руководит с 1961 Камерным хором Фин. радио (оба коллектива широко известны в странах Европы и в США). Созданы самодеят. хор. коллективы. Среди др. хоров — муж. хор Хельсинкского ун-та, хор Высшей школы, в числе камерных хоров — «Cantelemus», хор Муз. академии им. Я. Сибелиуса.

Центр муз. образования Финляндии — Муз. академия (ныне ректор проф. В. Хеласвуо); имеет 4 отделения: общее, церк. музыки, военной музыки, педагогическое. Среди руководителей класса композиции общего отделения — Й. Кокконен, Э. Энглунд, Э. Бергман, Э. Раутавара, хор. дирижирования — X. Андерсон, оперно-симф. дирижирования — Ю. Ялас. При ун-те X. имеется кафедра музыковедения (с 1918 зав. кафедрой И. Крон, в 70-е гг. — Э. Тавастшерна). В числе музыковедов — И. Крон, Т. Хапанен, Н. Э. Рингбум, В. Хеласвуо, Т. Мякинен, С. Нумми, Я. Сермиля, Э. Салменхара. В числе исполнителей: пианисты — Т. Валста, Т. Миккиля, Л. Похьола, Э. Т. Тавастшерна, Э. Хейнонен, скрипачи — С. Тукиайнен, X. Ceгeрстам, виолончелист А. Норас, певицы — Р. Костиа, Т. Вальакка, А. Вялькки, певцы — К. Борг, М. Лехтинен, М. Тальвела, Т. Краузе.

Концерты проходят б. ч. в зале конгрессов дворца «Финляндия» (построен в 1971, архитектор А. Аалто). Летом в X. проводятся муз. фестивали (опера, балет, симф., хор., камерно-инстр. музыка и сольные концерты, киномузыка, джазовая и поп-музыка), крупнейший из них — т. н. Неделя Я. Сибелиуса (с 1951), где фин. музыку исполняют лучшие симф. коллективы и солисты мира. Среди муз. журналов X.: «Suomen Musiikkilehti» (1923–36), «Musiikkitieto» (1933–46); эти два журн. объединились в один, к-рый выходит под назв. «Musiikki» с 1947. С 1959 издаётся муз. ежегодник «Musiikin vuosikirja».

Литература: Вачнадзе М., Современная музыка Финляндии, в её сб.: О музыке, Тб., 1981; Ringbom N.-E., Helsingfors orkeaterfцretag 1882–1932, Hels., 1932; его же, Die Musikforschung in Pinnland seit 1940, «Acta musicologica», 1959, v. 31, No 1; его же, Musiklivet 1918–1960, Sдrtryck ur «Helsingfors stade historia», osa 2, Hels., 1966; Haapanen T., Suomen saveltaide, Hels., 1940; Mдkinen T., Nummi S., Musica fennica, Hels., 1965; Appel E., Hier ist Helsinki, Hels., 1973; Udd E., Finlande festspei ar musik i miljo, «Musikrevy», Stockh., 1975, No 3; Sermila J., Den finska musiken offentliggцrande och informering, там же; Nummi S., Suomalaista musiikkia Helsingin Juhlaviikoilla 1975, Hels., 1975; Helasvuо v. , Musiikin historia, Hels., 1980.

M. A. Сальберг-Вачнадзе
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Интервал Теория музыки
Шведская музыка Национальные культуры

Коллективы

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Македонская музыка Национальные культуры
Опера-буффа Термины и понятия
Этюд Музыкальные жанры и формы
Пастурель Национальные культуры
Grave, граве Теория музыки
Ереван музыкальный Национальные культуры
Натуральный звукоряд Теория музыки
Интерлюдия Музыкальные жанры и формы
Киргизский балет Балет и танец

Реклама